В сети продолжает “кипеть разум возмущенный” по
поводу Алисы Тепляковой, закончившей в восемь лет школу, а в девять поступившей
на факультет психологии МГУ – Московского государственного университета
им.Ломоносова.
Отец
и мать Алисы – Евгений и Наталия Тепляковы имеют по два высших образования
и семеро детей.
У Евгения – два красных диплома МГУ, он выпускник
факультета психологии и факультета вычислительной математики и кибернетики
МГУ, а также ученая степень в области молекулярной биологии, полученная
в Китае. Наталия окончила мехмат МГУ и магистратуру Финансовой академии,
в первый декрет ушла с должности начальника отдела московского банка.
Восьмилетний брат Алисы уже сдал все экзамены
за девятый класс. Другие дети тоже обгоняют своих сверстников.
Алиса включена в Реестр рекордов России как самая
юная школьница, освоившая программу 11 классов
Отец официально трудоустроен в своей многодетной
семье в качестве воспитателя и учителя, получает зарплату.
Живут все в однокомнатной квартире 30кв.м. в
Москве. Да, вдевятером в однокомнатной квартире…
И вот на такую семью в сети уже вылиты цистерны
грязи, желчи и скверны.
Типичные комментарии:
“Презервативы им надо выдать, или талон на
вазэктомию”...
“Какая это мать, это чокнутая производитель,
дети все неухоженные. Как включила родильный аппарат, так и не выключит.
Чокнутая сумасшедшая семейка. Не дай бог, оказаться в радиусе этих чокнутых”.
“Лишите их родительских прав! Перестаньте
заниматься живодёрством и ставить эксперименты на детях!!!”
Никто из негодующих Алису не видел, большинство
не имеет педагогического образования. Тем не менее оценки категоричны –
как видите, вплоть до “Лишить родительских прав!” Понимаете, не семью алкоголиков
лишить родительских прав, а родителей впервые в истории страны, воспитавших
таких детей. А ведь никто из критиков, конечно, не может претендовать на
то, что они любят Алису больше её родителей. Любят ли вообще? Их критика
базируется на убеждении что такого не может быть никогда. Но в жизни кроме
обыкновенного бывает и необыкновенное...
Как бы то ни было, Алиса – студентка самого престижного
ВУЗа России.
В июле 2021 года Алиса, которой исполнилось 9
лет, получила на ДВИ (дополнительном вступительном испытании) по биологии
на психфак МГУ 48 баллов из 100 возможных. Специальность, на которую подала
документы девочка, — «клиническая психология».
Высокий это результат или нет? Для такого возраста
– высочайший! Кто не согласен пусть сам попробует поступить в МГУ. Для
информации: четверть абитуриентов, каждый из которых 17 лет и старше, а
есть и намного старше сдали хуже Алисы, а еще четверть — примерно так же.
Начался учебный год. Конечно, Алисе был необходим
индивидуальный план. Необходимость его предоставления такой студентке совершенно
очевидна просто потому, что такого никогда не было не только в истории
МГУ, но и в истории страны. Но МГУ не соизволило отвечать на письменные
обращения родителей, которые подавались с СЕНТЯБРЯ 2021 года. Индивидуальный
план был предоставлен только в ДЕКАБРЕ 2021 года после жалобы родителей
в Рособрнадзор. И тут же была назначена досрочная сессия…
Всё это время Алиса на занятия не ходила, занималась
дома. По не предоставленному с самого начала индивидуальному плану…
Т.е. вполне сформировался конфликт между родителями
Алисы и факультетом психологии МГУ.
Первый экзамен на сессии – русский язык, она
сдала. Я вот не уверен, сдал ли бы я такой экзамен. А вы уверены?
Затем пришло время экзамена "Введение в психологию"…
Отца не пустили дальше охраны при входе. Экзамен
у студентки пришли принимать семеро… Профессура, учебная часть…
Был ли в истории МГУ случай, когда в приёме обычного
экзамена на первом курсе (не на пересдаче) участвовало семь преподавателей?
Взрослый человек, не стушевался бы при перекрёстном допросе семи человек?
Да просто от их присутствия? Экзамен – это всегда стресс, а тут семеро
пришли. А вот эти, с позволения сказать "педагоги", утверждали и утверждают,
что всё нормально, делают вид, что это не психологическое давление на ребенка,
а – для его блага, для объективности…
Категорически нельзя было этого делать. Один
экзаменатор, и видеозапись – вот что должно было быть. А тут сбежались,
“скоты”, кто поглазеть, кто надавить, кто завалить.
Заставили ребёнка-студентку отвечать на первый
вопрос экзамена письменно, хотя в программе этого нет, и все студенты сдают
этот экзамен устно. Представьте себе тоненькую, прозрачную ручку девятилетней
девочки и требование за 20 минут ответить письменно.
“Для проверки компетенции”, – как потом
блеял заместитель декана.
Есть кафедра русского языка и литературы, пусть
она проверяет эту "компетенцию" – писать шариковой ручкой или гусиным пером.
Я сам уже плохо пишу ручкой – более 30 последних лет за компьютером…
Почему эту компетенцию – навыков письма на русском
языке вздумалось проверять на экзамене по психологии, а не на экзамене
по русскому языку, который Алиса уже сдала, остаётся загадкой до сих пор.
Ровно через 20 минут листок с ответом был отобран и начался перекрестный
допрос.
Вы знаете, когда в старой милиции задержанного
почему-то нужно было избить, его били максимум четверо, остальные просто
мешали бы друг другу. В современной полиции, конечно, ничего такого не
может быть никогда, но сейчас не об этом. Здесь семерым было, видимо, комфортно.
А ребёнку?
Я, в ситуациях, когда пытаются наседать и брать
количеством, спрашиваю, кто такие? Ваши документы? Всех переписываю. Спрашиваю,
какие у Вас полномочия? Кто старший? И веду разговор только с ним. А тут
ребёнок...
Но и ребенок понял, что что-то здесь не так.
Алиса несколько раз просила разрешения уйти с экзамена, но её не отпускали.
Семнадцатилетний первокурсник просто вышел бы и всё, а тут ребенок, ему
обязательно нужно разрешение взрослых…
Так продолжалось полтора часа. Отец Алисы забеспокоился
и потребовал отдать ему ребёнка. Охрана вела себя совершенно дубово: нет
пропуска – нет прохода. Евгений стал прорываться, а когда не смог, вызвал
полицию. Подчёркиваю, он сам вызвал полицию. Его пропустили к аудитории.
К тому времени Алису уже выпустили, но оценку ей не объявили. У меня за
пять лет обучения в ВУЗе такого случая не было ни разу. Оценку мне объявляли
сразу вслух или молча при мне писали в зачетку.
А тут выходит замдекана к Алисе и её отцу и говорит:
- Алиса Евгеньевна, вы пригашаетесь для объявления
оценки.
Отца при этом не пускают. Так повторялось несколько
раз, пока не объявили всё же оценку – “неуд”.
Здесь нужно сделать некоторое отступление.
Есть существенная юридическая разница между полной
дееспособностью взрослых людей и частичной дееспособностью малолетних.
Гражданско-правовая дееспособность малолетних (до 14 лет) по закону РФ
заключается в том, что сделки за них и от их имени могут совершать только
их законные представители. Имеются в виду любые сделки, т.е. поступки,
имеющие юридическое значение. Экзамен, понятно, имеет юридическое значение.
Т.е. законный представитель ребенка, в данном
случае отец имел полное право сопровождать Алису на экзамене, присутствовать
на нём и даже мог вмешиваться для защиты прав Алисы. По крайней мере, он
имел право не допустить такого количества экзаменаторов, мог не допустить
такой длительности экзамена, мог забрать дочку с экзамена в любой момент.
Знания Алисы были объявлены фрагментарными. Но любые знания являются таковыми. При соответствующем подборе комиссии можно знания любого профессора объявить фрагментарными.
Алиса – ребёнок и кроме правил и традиций МГУ, на нее распространяются все законы РФ, касающиеся детей её возраста. МГУ, и даже очень крутые учёные, и даже гениальные авторы учебников обязаны их соблюдать. Они же проявили полную юридическую безграмотность, за которую должны быть наказаны. Психологическая атака на ребенка всемером на экзамене по психологии – это что такое? Нашли кого атаковать! Экзамен длительностью полтора часа для девятилетнего ребенка – это что такое? Никак завалить не могли? Не допуск отца к ребёнку – это что такое? Вы бы как реагировали, если бы вас не допускали к вашему ребенку? Бестактность, бескультурье, преподавательская фанаберия, моральная низость, позор. Представить себе даже такого не мог. Всё равно что котёнком в футбол играть…
Отлучение ребенка от родителя даже на короткое время в таком возрасте невозможно без согласия родителя. Это Вам подтвердит любая, самая безграмотная мама. А если Вы это попытаетесь сделать против её воли, глаза Вам выцарапает и правильно сделает. И норма юридическая для её оправдания найдется, не сомневайтесь.
Результаты этого "экзамена", а на самом деле психологической атаки, психической экзекуции ребёнка должны быть аннулированы, а её участники наказаны. Думаю, так и будет в конце концов.
Мне кажется, глубинные истоки этого конфликта в зависти. Зависть – страшный грех. Каин убил Авеля из-за зависти. Большинством участников и комментаторов, осуждающих эту семью, на мой взгляд, также движет зависть и порожденный ею комплекс неполноценности. Комментаторы, загляните, пожалуйста, в себя, разберитесь, сформулируйте, чем именно и почему эта семья у Вас вызывает такое раздражение. Ситуация, конечно, сложная, семья сложная, дети сложные. Но поведение МГУ невыносимо позорное. Я подчёркиваю, всего МГУ, потому что отдельных сотрудников уже давно можно было поправить.
Конкретные же истоки конфликта родителей Алисы Тепляковой с МГУ, на мой взгляд, в том, что преподаватели хотели получить безраздельный контроль над этой уникальной студенткой-ребёнком. Хотели получить возможность тестировать её без ограничений, изучать, писать статьи, диссертации, хотели получить методику обучения детей семьи Тепляковых бесплатно, т.е. даром. А родители воспротивились. Просто отдать маленькую девочку на обучение в ВУЗ, как это делают с 17-летними, они не могут и не хотят.
Преподаватели привыкли непокорных студентов ломать,
и здесь решили попробовать, в азарте борьбы с ребёнком и его семьёй даже
забыв, что имеют дело с уникальным случаем, который просто так им с рук
не сойдёт.
Субъективизм в оценках, непомерная нагрузка –
это обычные методы, которыми пользуются преподаватели. Известны случаи
суицида студентов в таких престижных ВУЗах, как МГУ, МФТИ и других подобных.
Вообще, суммарная учебная нагрузка в ВУЗах никак не измеряется и никак
не балансируется. Каждая кафедра обучает студентов так, как будто никакой
другой нагрузки у них нет. Если сложить всю литературу, которую студент
обязан изучить за семестр по всем предметам, то легко выяснится, что её
не только изучить нельзя, её физически прочитать за это время невозможно.
Загрузить выше “не могу” и, снисходительно посмеиваясь, наблюдать за студентами
– типичный приём нашего высшего образования.
Конечно, часть вины в создавшейся ситуации есть и на Евгении Теплякове. Несмотря на то, что он – дипломированный психолог, он совершенно не учитывает психологию людей, с которыми ему приходится общаться по поводу своих детей – преподавателями, журналистами, другими людьми. В телепередачах, посвящённых его семье, он, к сожалению, очень похож на образ Карабаса-Барабаса, с которым мы знакомы из детских книжек. Внешне, по крайней мере, очень похож. Это приводит не только к негативу по отношению к нему лично, но и к откровенно враждебному отношению ко всей его семье.
Часто можно прочитать по поводу Алисы и семьи Тепляковых: "Никаких индивидуальных планов! Им никто ничего не должен. Она должна учиться на общих основаниях". Но это не так. Мы все друг другу должны. Так устроено человеческое общество. Если проанализируете, Вы удивитесь, как много вы делаете для окружающих, не замечая, сколько норм соблюдаете, чтобы жить со всеми в мире, согласии и удобстве.
Ребенок закончил школу и в школу больше не пойдет, ему там нечего делать. Куда идти ребенку, чтобы продолжать образование? Ответ напрашивается – в ВУЗ. Ребёнок поступил. Никакой закон не нарушен. Всё остальное – бытовые хотелки недоброжелателей. Игра в куклы, которую в массовом порядке советуют Алисе критики, – вполне почтенное, полезное и даже обязательное развлечение-занятие для девочек. Но решать, чем занимать детей, каждый может только в своей семье, только в своей.
Что говорить об обычных людях, если целая кафедра психологии ведущего ВУЗа страны не справилась с поиском общего языка с одной семьей. С инициативой приостановить обучение в вузе девятилетней Алисы Тепляковой выступил член Совета по правам человека (СПЧ), заведующий кафедрой психологии личности психфака МГУ, доктор психологических наук Александр Асмолов. Соответствующие письма он направил главе СПЧ, уполномоченному по правам человека и детскому омбудсмену. Это что-то вроде: “Спасите, помогите! Студентка кафедру жизни лишает!” Он хочет избавиться от проблемы. Стыдно – обратился туда, где сам служит. Видимо, девочка нарушила какие-то его права… Если бы он думал об этой студентке-ребёнке с самого начала, о её интересах, даже несмотря на плохой характер её папы, всё было бы иначе.
Наконец-то “раздуплился”, как говорят в народе, ректор МГУ. Только в январе 2022 года, уже после окончания первого семестра он заявил: “Алиса – уникальный случай. Девочка, безусловно, находится в непростой ситуации, она ещё ребёнок. Но моя позиция, чтобы сделать всё, чтобы достойно обучить эту девочку. Будем делать всё, и преподаватели стараются. Важно, чтобы у неё хватило сил и здоровья. Но это уникальный случай, и надо исходить из этого. Моя позиция - проявлять крайнюю осторожность и внимание".
Вся эта позорная история в МГУ мне что-то напоминает:
– Мы в прошлом или в будущем? – спросила Алиса.
– Мы в жопе, – ответил кролик.
– А "жопа" это настоящее? – спросила Алиса.
– А "жопа" – это символ вечности.
Очень печалит, что преподаватели МГУ не понимают всю мерзость созданной ими ситуации с организацией обучения и экзаменационной сессии уникальной студентки. Мне казалось, что для психологов, педагогов это решалось легко. Торопиться было некуда. Но этот экзамен по морали МГУ обществу не сдал, провалил самым позорным образом.
Вообще, удивительная история. Россия находится
в глубокой демографической яме, тратит огромные деньги, пытаясь выбраться.
И вот появляется многодетная семья – с семью детьми, обладающая, кроме
всего прочего, уникальной методикой обучения детей. Казалось бы, все чиновники
на зарплате должны броситься помогать, изучать, оберегать, пропагандировать,
поправлять, если нужно. Вместо этого – вселенский позор, демонстрирующий
глубокий кризис системы образования и общества. ЧуднАя страна!
А ведь без внимания к человеку, тем более, к
маленькому, без гуманизма в обществе и гуманистических принципов в образовании
ни одно дело в стране в итоге не сладится.
Виктор Романовский