Банки, законы и юмор
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь
Мюнхгаузен
Банки – учреждения весьма консервативные. Они, как церкви, но только служат здесь деньгам. В самом деле, взгляните – центральные офисы наших банков напоминают своей величественностью финансовые храмы. Сотрудники в них ходят не спеша, как священнослужители, иногда компенсируя показной солидностью молодость.
Вот история из редакционной почты.
“Получал я крупную сумму в банкомате “Приватбанка” в Одессе. Операция прошла благополучно, деньги банкомат выдал. И я стал их пересчитывать (“Пересчитывайте деньги, не отходя от кассы!”).  Конечно,  в случае недостачи, претензии к банкомату, не предъявишь, но такова привычка. Посчитал я быстро, однако банкомат не стал ждать, когда этот процесс закончится, и втянул карточку обратно в свое бронированное нутро. Манипуляции с меню на экране и клавиатурой ни к чему хорошему не привели. Девочки-кассиры из отделения банка, находящегося рядом, огорчили меня – придется ехать в центральный региональный офис. Но не сейчас, а примерно через неделю, когда будет произведена инкассация банкомата.
Делать нечего, приезжаю через десять дней в центральный офис, спрашиваю в ближайшем окошке, куда обратиться. Указывают мне такой-то кабинет. Иду туда – закрыто… После двадцати пяти минут ожидания появляется его хозяйка и сообщает, что мне не сюда, а в комнату такую-то. Иду туда.
- Здравствуйте, – говорю молодому человеку в великолепном костюме. И тут же получаю донельзя вежливый ответ:
- Я очень сожалею, но я боюсь, что сейчас я ничем не смогу вам помочь. Минуту назад начался обеденный перерыв.
По этому поводу можно было бы и поспорить, поскольку по моим электронным часам ничего такого еще не произошло, но я предпочел пожелать приятного аппетита. Нельзя же его портить столь вежливому человеку. Кстати, выдача карточки, которая спустя несколько дней, все же произошла, заняла всего секунд 30...”
По этому поводу редакция может сообщить следующее. На сайте “Приватбанка” никаких указаний на то, что карточку необходимо забирать не позже какого-то строго определенного времени после ее появления из банкомата, обнаружить не удалось. Видимо, в банке считают, что любой клиент может запросто прожить 10 дней без их карточки. Да, и потом может с удовольствием попотеть немного, чтобы вернуть ее назад. Что до службиста, свято соблюдающего свой обеденный перерыв, можем сказать – дай Бог сотрудникам банка так же точно следовать всем служебным инструкциям. В наших банках от этого было бы намного больше порядка, а клиентом жилось бы намного легче.
 
А вот другая история.
“В “Укрэксимбанке” закончился срок моего депозита. По условиям договора банк после этого должен был перевести всю сумму на карточку. Так и произошло, но вот снять все деньги мне не удалось, поскольку в банкомате не было мелких купюр, а потом и срок действия карточки закончился.
Захожу в центральный одесский офис банка, где мне открывали карточку, спрашиваю, как “вызволить” мои кровные денежки. Никто не стал предлагать мне открыть новый депозит или новую карточку. Видимо, эта функция присвоена только департаменту рекламы банка, остальным сотрудникам до этого никакого дела нет. Банковская девушка, поколдовав с моим паспортом, изъяв у меня карточку (без всякой расписки, кстати сказать), велела приходить через две недели. Мне показалось,что все это несколько бесцеремонно и что две недели для столь небольшой суммы – срок великоватый, но спорить не стал.
В назначенное время прибыл в банк, где у меня вновь попросили паспорт и приступили к оформлению. В процессе оформления документов в наших банках можно узнать очень много интересного. Мне, например, пришлось послушать довольно забавную историю о том, что одной из сотрудниц привезли не тот диван, который она выбрала по картинке в Интернете, и она от него отказалась. Причем все было не только рассказано, но и показано в лицах: и диван, и грузчики, и даже Интернет. Но вот беда – тот диван, что был на картинке, оказался в два раза дороже, чем было написано. И теперь “они” будут возвращать деньги. Но еще не вернули. И т.д. И т.п.
Потом сотрудница по фамилии Левчук, видимо решив (и совершенно справедливо!), что я к этим историям никакого отношения не имею, велела мне подождать в зале. Я сказал, что с удовольствием, только прошу вернуть мне мой паспорт, который я уже предъявил.
И тут началось нечто непонятное. Несмотря на мою многократно повторенную просьбу вернуть паспорт, сотрудница банка госпожа Левчук паспорт мне не возвратила. Никакие аргументы на нее не действовали. Я сказал, что предъявлю его лично сколько угодно раз, где потребуется. Она была неумолима. Драться с молодой девушкой в солидном учреждении, как вы понимаете, мне было ни к лицу. Начальства на месте не оказалось, мне так и пришлось ожидать в зале без паспорта. А вдруг бы кто подошел и потребовал: “Ваши документы!” Представляете?!
Затем госпожа Левчук зачем-то пригласила меня к снизошедшему с небес начальнику отдела Евдокии Вершигора. Та находилась “в своем праве” и, я бы даже сказал, в своем удовольствии. Она сообщила мне, что в банке “такой порядок”.
 Лишь еще через полчаса я смог получить свои кровные и собственный паспорт впридачу. По этому поводу мне пришлось написать письмо Председателю правления банка Виктору Капустину, однако никакого ответа не получил? Хотя прошло уже три месяца”.
Сообщаем нашим читателям, что никакого “такого порядка” в банке быть не может, поскольку имеется действующее постановление Верховной Рады Украины “Об утверждении положений о паспорте гражданина Украины и свидетельстве о рождении”. Согласно этому постановлению, паспорт не может изыматься у гражданина никем, кроме правоохранительных органов, да и то, только в особо оговоренных законом случаях. Если вы предъявляете кому-то паспорт, то все действия с ним могут совершаться только с вашего согласия и только в вашем присутствии. Паспорт должен быть возвращен в ваши руки по первому вашему требованию.
Что до отсутствия ответа на ваше письмо, можем сообщить, что кроме неуважения к клиенту, это – нарушение Закона Украины “Об обращениях граждан”, статья 20 которого, строго предписывает предприятиям всех форм собственности предоставлять ответы на письменные запросы в течение не более 30 дней.
Подумайте, пожалуйста, стоит ли вам оставаться клиентом этого банка, если в нем дают такие примеры правого нигилизма. Голосуйте ногами! И еще, применяйте больше юмора во взаимоотношениях с банковскими служащими и другими чиновниками. Они от этого теряются. Помните, в нашей стране законы – ничто без юмора!

 

 
 
 

 
Виктор РОМАНОВСКИЙ
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги", №19-20, 2006.

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!