Банки-склянки
Лично мне нужен не генератор денег, а генератор счастья!
Виктор Рефри
При рождении человека ему пока еще не выдается сумма денег, необходимая и достаточная на всю жизнь. Видимо, смету составить трудно. Или, как не калькулируй, все равно не хватит…
А вот скажите, вы бы хотели иметь постоянный деньгопровод в вашу квартиру? С небольшим денежным фонтанчиком? Наверное, не отказались бы.
Теоретически это уже возможно. Кладете деньги на депозит в банк. Проценты вам ежемесячно идут на карточку. С помощью компьютера и Интернетбанкинга вы можете, не выходя из дома, оплачивать с этой карточки коммунальные услуги, делать покупки в Интернет-магазинах и на аукционах. Хоть в национальной валюте, хоть – в иностранной. Хоть у нас, хоть в США – в этом самом большом зелентресте в мире. Остается только банк для всего этого выбрать.
 
Ждите ответа…
Как известно, много есть банков хороших и разных. Выбирать наиболее подходящий для себя очень удобно в Интернете. У каждого банка есть свой сайт, где основные моменты подробно описаны. Т.е., конечно, это вопрос не принципиальный, вы можете обзвонить банки, посетить их лично или выбрать наудачу. Но в сети через компьютер все же удобнее.
Поскольку третья часть моей жизни уже проходит в этой самой всемирной паутине, я так и сделал. Выбрал для открытия депозита один банк с неплохим процентом доходности. Через пять минут – я в отделении. У некоторых банков сейчас больше отделений, чем гривен у некоторых людей в кошельках…
- Мы давно уже не принимаем вкладов на таких условиях.
- Позвольте, я только что читал эту информацию на сайте вашего банка. Вот и распечатка.
- Нет, в официальном перечне такого вклада уже месяц как нет.
Вот вам и Интернет, вот вам и сайт! Через десять минут отправляю по электронной почте письмо заместителю председателя правления банка с вопросом, как это все понять?
К вечеру сайт банка был приведен в актуальное состояние – устаревшая информация исчезла, но ответ банка на мое письмо не получен до сих пор, хотя дать его было необходимо не только по долгу вежливости,  не только во имя сохранения деловой репутации, но и согласно Закону Украины “Об обращениях граждан”.
 
Колеса и насосы
Изучаю сайт другого банка. На этот раз, в виду неординарности ситуации, приведу его название – “Укрпромбанк”.
В разделе "Депозитные вклады" сайта выбрал для себя подходящий –  "Универсальный" называется. Наученный горьким опытом, позвонил в отделение банка и уточнил, могу ли я открыть такой вклад с получением процентов на платежную карточку? Получил утвердительный ответ. В тот же день явился в находящееся неподалеку отделение. И тут началось!
- Карточку “MasterCard Standard” для ежемесячного перечисления процентов под залог депозита мы вам открыть не можем. Такими карточками банк просто так не разбрасывается. Оформление и выдача этой карточки стоит 50 гривен.
- Но позвольте, во-первых, не “просто так” – я оставляю немалый депозит, а во-вторых, на сайте банка в разделе "Тарифы по выпуску и обслуживанию банковских платежных карточек “MASTERCARD/Visa International (стандарт – депозитная программа)" прямо указано: "Оформление карточки – тариф не предусмотрен".
- Можем открыть вам “MasterCard Electronic”.
- А смогу ли я получить деньги по этой самой “Electronic”, о которой, кстати на сайте – ни слова, например, в США?
После консультации с Одесским филиалом "Укрпромбанка", мне ответили: "В Европе наши люди по этой карточке уже получали деньги, а в США пока еще не проверено"...
- ?!!!
В итоге депозитный счет я не открыл, карточку не оформил.
Звонок в Одесский филиал "Укрпромбанка" положительного результата тоже не дал. Предложили открыть карточку "Visa Electronic" (опять Electronic!) и вновь повторили, что стоимость открытия MasterCard Standard – 10 долларов США.
Мои ссылки на сайт банка не возымели абсолютно никакого действия. Как будто речь шла о сайте планеты Марс. Кстати, красный цвет при оформлении сайта этого банка активно используется…
Что ж, написал запрос в Киев, председателю правления банка с вопросом, кому я должен верить: сайту или сотрудникам.
Нет ответа. Еще два письма направил. Отвечает заместитель председателя правления В.В.Клименко: “Разрешите засвидетельствовать Вам свое почтение и поблагодарить за проявленный интерес к нашему банку и к проблеме контакт-сервиса, существующей не только в украинских банках”.
  Вот она – культура общения! Наконец! И благодарности тут и признание проблемы. Но дальше все как в известной миниатюре Райкина: они спрашивают, почему колеса не отгружены – пиши им про насосы.
Чего только нет в ответе г-на Клименко! И про тренинги, аттестации, семинары. И про ротацию кадров.  Даже про то, что управляющий Одесским филиалом  уволен.
Но нет ответов по-существу. А на сайте банка по-прежнему красуется надпись “Тариф не предусмотрен”…
Мда, действительно паутина… С одной стороны, понятно – сайты делают люди. Как правило, молодые, с горящими глазами. Им очень интересно удивить всех трехмерной вращающейся эмблемой банка, сногсшибательным дизайном. А проценты по депозитам – такая скука! Да еще и меняются чуть ли не каждый месяц.
Но с другой стороны, эмблема отвлекает, а мне нужна только точная информация. И проценты доходности – в первую очередь!
 
Скидочная карточка
Читаю рекламу третьего банка. “Если вы откроете у нас депозитный счет, то получите золотую скидочную карточку сети магазинов “Т”.  Не какую-нибудь – золотую! Прихожу.
Все чин-чинарем. Договор, подпись, касса, квитанция. “Опысь, про’токол, сдал-прыня’л, отпэчаткы пальцэв!”
- А где же скидочная карточка?
- Получите позже вместе договором. Наше руководство еще должно его подписать. Тогда и карточку выдадим.
- А разве руководство может не подписать договор? Я же деньги уже внес.
- Нет, нет, не волнуйтесь, подпишет, конечно.
Приезжаю через неделю – договор есть, скидочной карточки нет. Через месяц – то же самое: “Нам еще не передали”. Через два месяца звоню в центральный офис, сообщаю о проблеме. Еще через некоторое время меня приглашают зайти и получить свою “золотую” карточку. Прихожу – извиняются, дают в виде компенсации еще одну карточку – в известный магазин одежды.
Все бы ничего, но через некоторое время понадобилось снять проценты по депозиту в банкомате. ”Остаток на вашем счете – ноль гривен, ноль копеек”, – отпечатал квитанцию банкомат. Согласитесь, такое читать никакого удовольствия не доставляет. Вроде, должны быть деньги, а их нет. Обычная, к сожалению, ситуация. Ведь, деньги – иллюзия собственности, правда, их отсутствие – иллюзия в квадрате, четырежды пустота...
Обращаюсь в отделение, в котором открывал депозит.
- Ой, извините, ой, простите, мы вам сейчас все выдадим через кассу, а со следующего месяца будете получать на вашу карточку.
- При этом, надо заметить, все очень вежливы, исправляют все бегом и с виноватыми мордами. Это, конечно, тоже кое-чего стоит, но хотелось бы все же большей четкости в работе. Ведь это банк!
 
Две королевы
Ну и последняя на сегодня история. Захожу в отделение одного из крупнейших украинских банков. Нужно оплатить услуги телефонной компании и пополнить счет на валютной карточке. В отделении нет ни одного посетителя. В одной из двух касс сосредоточено, не поднимая головы, чем-то занимается девушка-кассир. А потом, не говоря ни слова, даже не удостоив единственного посетителя взглядом, выходит куда-то. Спустя несколько минут, выделенных, видимо, для закипания клиента, появляется другая и начинает долго и самозабвенно протирать монитор.
 Попробуйте у себя на работе, если вы начальник, заставить кого-то протереть свой монитор. Думаю, с первой попытки не получится. А тут такое рвение…
Потом выяснилось, что за телефон нужно платить в одной кассе, а пополнять карточку в другой, хотя надписи на обеих кассах о наборе услуг совершенно одинаковы. Да и две очереди уже собрались…
Потом мне подали документ без штампа отделения. И т.д. и т.п.
После всего этого пришлось провести “разбор полетов” с руководством. Но в итоге для меня осталось совершенно непонятным, как можно, вложив огромные деньги в развитие инфраструктуры банка, построив дворцы из стекла, бетона, мрамора и гранита, не позаботиться о наличии элементарной культуры поведения у сотрудников нижнего звена.
Как могли два кассира на протяжении длительного времени спокойно изображать из себя двух королев – Великобритании и Нидерландов?!
Я не случайно упомянул здесь особ королевской крови. Ведь это их свойство, находясь ниже собеседника – сидя, разговаривать свысока. Но мне кажется, (нет, я даже совершенно уверен), что не эти качества должен развивать банк у своих сотрудников.
 
Эпилог
Спросите, почему не были приведены все названия банков, о которых шла речь? Чтобы не давать им бесплатную рекламу. Для одного только, особо отличившегося, сделано исключение.
Почему столько недостатков в работе наших банков? Почему в них так относятся к нам?
Забывают, видимо, что в банке должно быть больше клиентов, чем золота. Забывают, что клиенты – это и есть золото банков. И что их надо любить, тогда и деньги будут. Любовь – лучшая из валют.
Мне всегда почему-то мерещилось, что слово “клиент”, какое-то странное и несет на себе негативный оттенок. Человек, которого клеят, приклеивают к чему-то…
Так, в общем-то и оказалось. В словаре Брокгауза и Ефрона сказано: “Клиент – в Древнем Риме свободный человек, отдавшийся под покровительство патриция и находящийся от него в зависимости”.  Вот откуда пошло это слово! Мне кажется, что подобную трактовку используют многие сотрудники наших банков. Они воображают себя очень важными персонами, для которых клиент – практически никто. А жаль, ведь подобная ситуация унижает обе стороны, уменьшает их доходы и ворует невосполнимый ресурс – их время.
Куда же податься “бедному крестьянину”? Вынужден, как и в предыдущей публикации, сделать тот же вывод: отдайте деньги в доверительное управление компании “Teletrade” – ведущей диллинговой компании, действующей у нас. Награда – денежный фонтанчик!

 
Виктор РОМАНОВСКИЙ
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги", №21, 2005г

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!