Говорят,
компьютер – троянский конь, подсунутый человеку природой, в отместку за
его варварское поведение. Имеется в виду, что уже сейчас без компьютера
не обходится ни одна война. Попавший на прицел роботу уже, можно сказать,
находится на том свете. Еще “нюанс”: одна ошибка в программе военного робота,
- и он разнесет вдребезги своих создателей и хозяев. А компьютерных программ
без ошибок не бывает…
Но люди не могут изобрести компьютер обратно. Надо пользоваться благами,
которые он дает. К тому же, миром людей в значительной степени правит физиология,
а миром роботов – физика. Одно это уже дает роботам более чистую основу
для нравственности.
Компьютеры
бескорыстны и потому неподкупны. Как бы хотелось, чтобы робот взял человека
неразумного за руку и вывел его из всех кризисов, которые он сам себе создал.
Чтобы в парламентах появились фракции роботов, чтобы они сформировали большинство.
Может быть, тогда начнется полностью правовое государство, когда к власти
придет компьютер? Или тогда оно кончится?
Вы слышали что-нибудь об электронном правительстве? Сейчас это - весьма
модная и местами, представьте себе, уже избитая тема. Речь, конечно, не
идет о группе роботов, захвативших власть. Говорится о гражданском, демократическом,
информационном обществе, в котором каждый человек имеет право на беспрепятственное
получение информации по управлению государством и даже участие в этом управлении.
Причем имеется в виду не декларируемое право, которое у всех нас
давно есть, а право, непосредственно реализованное в конкретных технических
процедурах, запрограммированных на компьютере и доступных для использования
каждому гражданину с МИНИМАЛЬНОЙ компьютерной грамотностью.
Не погружаясь
в высокие материи, следует сказать, что такой подход позволит резко сократить
общение с чиновниками. Я думаю - очень многие из нас предпочли бы краткое
общение с компьютером походу в официальную инстанцию. Чтобы узнать, когда
там приемные дни по такому-то вопросу… Потом чтобы попасть в эти самые
приемные часы, отпросившись, естественно, с работы и записавшись в очередь
с раннего утра. Потом достучаться до чиновника на личном приеме, объяснив
суть и доказав законность своей просьбы.
А чиновнику
ни вы, ни ваш вопрос не нужен вообще. Ему желательно, чтобы вы ушли, не
оставив никаких следов пребывания, в виде заявления или жалобы. И вы должны
преодолевать его пассивность и равнодушие, а иногда и сопротивление в словесной
дуэли, где победить у вас мало шансов.
Ну, вы
все это знаете, наверняка не раз проходили.
А теперь представьте себе, что вы отправили заявку на открытие малого предприятия
по электронной почте, заполнив на экране специальную форму и подписав ее
своей электронной подписью. Сделали это с какого-либо компьютера, подключенного
к сети Интернет у себя дома, на работе, у друзей, в компьютерном клубе
или со специального Интернет-терминала. Получили ответ: заявка принята.
А это означает, что она уже прошла полную предварительную проверку и содержит
все необходимые сведения. Ждать осталось совсем не долго! Теперь у чиновника
совсем мало поводов для отказа. Конечно, рассматривать ваши документы и
принимать решение по регистрации будет человек. Но смысла тормозить вашу
деятельность у него не будет никакого. Вы все равно к нему не придете и
ничего не принесете. Либо исправите указанную вам ошибку, либо обратитесь
к вышестоящему начальнику, заполнив соответствующую форму на экране вашего
компьютера. А у начальника в мгновение ока на экране – вся ваша документация
и переписка с указанием не только всех дат, но и часов, и минут, и секунд.
И совершенно ясно, кто и что нарушил. Вы неправильно заполнили или вам
неправомерно отказали. Вот такая идиллическая картинка.
И не говорите,
что это - фантастика. В “ДО” уже не раз публиковались материалы о внедрении
“единого окна” – упрощенной системе регистрации субъектов предпринимательской
деятельности. Система уже внедрена в Беляевке Одесской области, в Херсоне,
в Ивано-Франковске, в Коломые. В Николаеве функционирует “единая комиссия”,
которая предоставляет даже больший спектр услуг. Все это действует с помощью
специально разработанного автоматизированного рабочего места на компьютере
и отличается по сути от вышеописанной идиллической картинки только тем,
что вы все же должны явиться лично и непосредственно общаться с чиновником.
Вряд ли только с одним, но все же не с 25-30, как это было раньше и есть
пока еще практически повсеместно.
Явиться лично вы должны, потому что документы следует лично подписать.
Т.е. регистрирующие органы должны располагать вашей подлинной подписью
– вашим красивым росчерком на бумаге или электронной подписью, сформированной
специальной программой на компьютере. Была бы у вас такая программа и право
ставить такую подпись, – вам не пришлось бы ходить ни в какую единую
комиссию, не пришлось бы толпиться возле единого окна. И скоро такая подпись
будет узаконена. Закон об этом уже рассмотрен Верховной Радой и принят
за основу. Комитету Верховной Рады по вопросам науки и образования поручено
доработать проект с учетом предложений субъектов права, имеющих законодательную
инициативу и представить на второе чтение.
Банки уже давно пользуются электронной подписью на основе двухсторонних
соглашений с клиентами, но в масштабах государства такая подпись пока не
узаконена.
Если бы это уже было сделано, вы смогли бы получить вожделенные регистрационные
документы по электронной почте, заверенными электронной подписью государственного
учреждения. И они имели бы такую же силу, как бумажные с “мокрой” печатью!
Представляете, подлинное свидетельство о регистрации на дискете? Проверяется
с помощью компьютера, оснащенного системой аутентификации цифровой подписи.
Услуги по регистрации вы можете уже сейчас оплатить с помощью Интернет-банкинга
прямо из своего дома. Для этого вам потребуется любой компьютер, подключенный
к Интернету, расчетный счет в АКБ “ИМЭКСБАНК” и, естественно, деньги на
этом счете.
А ведь это все - элементы электронного правительства. Вы скажете: мелочи,
ерунда. Не соглашусь. Сейчас в Украине зарегистрировано примерно 200 тысяч
малых предприятий. Это количество не увеличивается. А ведь владелец малого
предприятия – человек, который не только взялся кормить себя сам, но и,
в большинстве случаев, и работодатель. Государство заинтересовано в росте
и процветании малых предприятий.
Сегодня их регистрация очень редко проходит с соблюдением установленных
сроков, каждый госорган имеет свои нормативные акты, которые зачастую входят
в противоречие с постановлениями правительства.
Для того, чтобы представить себе хотя бы частично мытарства кандидата в
предприниматели достаточно нарисовать схему маршрута для получения разрешения.
А там - до 30 организаций, управлений и ведомств. А ведь одного круга бывает
мало!
Такая система активно способствует коррупции и "тенизации" малого бизнеса.
Кроме этого, даже существующий "плохой" порядок регистрации нарушается.
Давно общеизвестны факты, когда при оформлении разрешительных документов,
предпринимателей, в нарушение действующего законодательства, склоняют к
финансовому участию в различных социальных программах исполкомов, принуждают
к уплате взносов на благотворительные нужды.
А ведь
это совершенно невозможно при общении с правительством через его некоррупированных
представителей – информационных роботов.
Вы скажете:
с регистрацией предприятия проблемы не заканчиваются, а только начинаются.
Как быть дальше? Опять - на поклон к чиновнику?
А вот
как. В Великобритании, согласно официальным сообщениям, к концу 2005 года
99,9% всех услуг, которые предоставляет правительство, будут доступны через
Интернет. Т.е. автоматизировать нужно бюрократию. Роботы взяток не берут.
Пока.
Интересно,
что такой подход с одной стороны нравится и чиновникам. Их труд становится
более компьютеризированным и потому легким. Кроме того, им самим приходится
готовить множество отчетов и других документов в вышестоящие инстанции
и сдавать их не без труда своим весьма опытным старшим по званию коллегам.
И этот этап подлежит автоматизации. Ведь чиновник – тоже гражданин. И его
нужно защитить от вышестоящего чиновника.
Следует
сказать, что в нашей стране есть понимание важности этого вопроса. Действует
Указ Президента Украины от 1 августа 2002 года "О дополнительных мерах
по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти",
постановление Кабинета министров Украины от 24 февраля 2003 года “О мерах
по созданию электронной информационной системы “Электронное правительство”.
Только в Одессе уже прошло два форума по этой теме. 4-6 июня этого года
в рамках международных выставок “Информатизация Украины” и “Связь и коммуникации”
состоится уже третий форум “От электронного офиса – к электронному правительству”.
Да и результаты на лицо. Здесь в первую очередь следует назвать прекрасно
работающий сервер Верховной Рады. Достаточно, находясь в Интернете, набрать
адрес www.rada.kiev.ua, и вы попадаете в информационное море. Но здесь
каждая волна плещется на своем месте! Вы в течении секунд можете найти
ВСЕ законодательные акты по интересующему вас вопросу (независимо от того,
какой из центральных государственных органов власти их выпустил) и переписать
на свой компьютер. Все это совершенно бесплатно! Вам придется заплатить
только за Интернет. При том, что сейчас 1 час ночного Интернета (до 8 утра)
можно купить за 50 копеек, такой поиск не введет вас в большую растрату.
Сервер работает круглые сутки. При поиске доступны не только уже принятые
документы, но их проекты. Есть полная информация о пленарных заседаниях:
повестка дня, ход заседаний, результаты рассмотрения вопросов, стенограммы.
Причем информация – самой первой свежести. Новые документы вносятся, измененные
корректируются прямо в день принятия решений. А ведь обеспечение легкой
доступности законов населению – это самый главный шаг к правовому государству.
Тот, кто не знает законов, будет их поневоле нарушать. Тот, кто не знает
законов, не сможет помешать окружающим их нарушить.
Здесь же информация, необходимая избирателям и представителям прессы: о
депутатском корпусе и результатах именных голосований, межпарламентских
связях, веб-страницы комитетов, депутатских групп и многое другое.
Если бы вся государственная власть
в Украине функционировала как сервер Верховной Рады, наши небоскребы достигли
бы уже стратосферы!
Под стать этому информационному чуду и правительственный портал www.kmu.gov.ua.
По всей видимости, над двумя этими ресурсами работала одна и та же команда
профессионалов. И достигла отличных результатов!
Информацию о местном налоговом законодательстве можно получить на сайте
Государственной налоговой администрации в Одесской области www.nalog.od.ua.
Имеется здесь и любопытный раздел “Их разыскивает налоговая милиция”, где
представлена информация о проворовавшихся “персонах” и их фотографии.
И что? Мы впереди планеты всей? Нет, конечно, к большому сожалению.
Каждый год компания “Accentury” проводит оценку деятельности государств
по внедрению концепции “электронного правительства”. При этом все определено
169 основных услуг. Они сгруппированы в 9 групп, которые обычно обеспечиваются
правительством: общественные задачи, оборона, регламентирование и демократические
свободы, правосудие и общественная безопасность, образование, сфера снабжения,
налоги, почтовые услуги и транспорт.
Уровень решения вопроса оценивался числом услуг, предоставляемых в электронном
виде, и полнотой предоставления услуги. При оценке полноты услуге присваивали
одну из следующих категорий:
стадия публикации — правительство использует веб-сайт для только для распространения
информации и не имеет обратной связи с клиентом;
односторонний диалог — пользователи имеют возможность общаться с правительством
посредством электронных средств (вопросы, информация и т. п.), но им не
обязаны отвечать;
стадия транзакций (двусторонний диалог) — пользователи имеют возможность
общаться с правительством, которое, в свою очередь, отвечает им посредством
электронных средств.
Особо учитывалось: помнит ли правительство (в лице электронной системы)
о предыдущем диалоге с данным конкретным пользователем? Учитывает ли предыдущую
беседу? Использует ли правительство поступающие запросы для того,
чтобы приспособить услуги к конкретным и меняющимся требованиям граждан?
Учитывалось и многое другое: состояние вопроса с электронной подписью,
защищенность конфиденциальных данных в правительственных системах и т.п.
Тройка мировых лидеров с учетом всех этих критериев такова: Канада, Сингапур,
США. Как видите, Украины здесь пока нет. Вот где поле деятельности для
хваленных отечественных программистов. Но они, видимо, работают над этой
проблемой в Германии. Не потому ли там в прошлом году произошел наибольший
в мире рост услуг электронного правительства?
При разработке таких проектов есть огромная опасность, с которой мы все
хорошо знакомы. Средства могут вылететь в трубу. Как это было при социализме
с его АСУ и даже помпезной АСУГ — автоматизированной системой управления
государством. Что ж, есть успешный мировой опыт и осознание собственных
ошибок. Программисты — за работу! Победа будет за вами. Ведь ваше дело
в данном случае – правовое!