Всю власть – электронному правительству!

     Говорят, компьютер – троянский конь, подсунутый человеку природой, в отместку за его варварское поведение. Имеется в виду, что уже сейчас без компьютера не обходится ни одна война. Попавший на прицел роботу уже, можно сказать, находится на том свете. Еще “нюанс”: одна ошибка в программе военного робота, - и он разнесет вдребезги своих создателей и хозяев. А компьютерных программ без ошибок не бывает…
      Но люди не могут изобрести компьютер обратно. Надо пользоваться благами, которые он дает. К тому же, миром людей в значительной степени правит физиология, а миром роботов – физика. Одно это уже дает роботам более чистую основу для нравственности.
     Компьютеры бескорыстны и потому неподкупны. Как бы хотелось, чтобы робот взял человека неразумного за руку и вывел его из всех кризисов, которые он сам себе создал. Чтобы в парламентах появились фракции роботов, чтобы они сформировали большинство. Может быть, тогда начнется полностью правовое государство, когда к власти придет компьютер? Или тогда оно кончится?
Рис Александра Барабанщикова     Вы слышали что-нибудь об электронном правительстве? Сейчас это - весьма модная и местами, представьте себе, уже избитая тема. Речь, конечно, не идет о группе роботов, захвативших власть. Говорится о гражданском, демократическом, информационном обществе, в котором каждый человек имеет право на беспрепятственное получение информации по управлению государством и даже участие в этом управлении. Причем  имеется в виду не декларируемое право, которое у всех нас давно есть, а право, непосредственно реализованное в конкретных технических процедурах, запрограммированных на компьютере и доступных для использования каждому гражданину с МИНИМАЛЬНОЙ компьютерной грамотностью.
     Не погружаясь в высокие материи, следует сказать, что такой подход позволит резко сократить общение с чиновниками. Я думаю - очень многие из нас предпочли бы краткое общение с компьютером походу в официальную инстанцию. Чтобы узнать, когда там приемные дни по такому-то вопросу… Потом чтобы попасть в эти самые приемные часы, отпросившись, естественно, с работы и записавшись в очередь с раннего утра. Потом достучаться до чиновника на личном приеме, объяснив суть и доказав законность своей просьбы.
     А чиновнику ни вы, ни ваш вопрос не нужен вообще. Ему желательно, чтобы вы ушли, не оставив никаких следов пребывания, в виде заявления или жалобы. И вы должны преодолевать его пассивность и равнодушие, а иногда и сопротивление в словесной дуэли, где победить у вас мало шансов.
     Ну, вы все это знаете, наверняка не раз проходили.
     А теперь представьте себе, что вы отправили заявку на открытие малого предприятия по электронной почте, заполнив на экране специальную форму и подписав ее своей электронной подписью. Сделали это с какого-либо компьютера, подключенного к сети Интернет у себя дома, на работе, у друзей, в компьютерном клубе или со специального Интернет-терминала. Получили ответ: заявка принята. А это означает, что она уже прошла полную предварительную проверку и содержит все необходимые сведения. Ждать осталось совсем не долго! Теперь у чиновника совсем мало поводов для отказа. Конечно, рассматривать ваши документы и принимать решение по регистрации будет человек. Но смысла тормозить вашу деятельность у него не будет никакого. Вы все равно к нему не придете и ничего не принесете. Либо исправите указанную вам ошибку, либо обратитесь к вышестоящему начальнику, заполнив соответствующую форму на экране вашего компьютера. А у начальника в мгновение ока на экране – вся ваша документация и переписка с указанием не только всех дат, но и часов, и минут, и секунд. И совершенно ясно, кто и что нарушил. Вы неправильно заполнили или вам неправомерно отказали. Вот такая идиллическая картинка.
     И не говорите, что это - фантастика. В “ДО” уже не раз публиковались материалы о внедрении “единого окна” – упрощенной системе регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Система уже внедрена в Беляевке Одесской области, в Херсоне, в Ивано-Франковске, в Коломые. В Николаеве функционирует “единая комиссия”, которая предоставляет даже больший спектр услуг. Все это действует с помощью специально разработанного автоматизированного рабочего места на компьютере и отличается по сути от вышеописанной идиллической картинки только тем, что вы все же должны явиться лично и непосредственно общаться с чиновником. Вряд ли только с одним, но все же не с 25-30, как это было раньше и есть пока еще практически повсеместно.
      Явиться лично вы должны, потому что документы следует лично подписать. Т.е. регистрирующие органы должны располагать вашей подлинной подписью – вашим красивым росчерком на бумаге или  электронной подписью, сформированной специальной программой на компьютере. Была бы у вас такая программа и право ставить такую подпись, –  вам не пришлось бы ходить ни в какую единую комиссию, не пришлось бы толпиться возле единого окна. И скоро такая подпись будет узаконена. Закон об этом уже рассмотрен Верховной Радой и принят за основу. Комитету Верховной Рады по вопросам науки и образования поручено доработать проект с учетом предложений субъектов права, имеющих  законодательную инициативу и представить на второе чтение.
      Банки уже давно пользуются электронной подписью на основе двухсторонних соглашений с клиентами, но в масштабах государства такая подпись пока не узаконена.
      Если бы это уже было сделано, вы смогли бы получить вожделенные регистрационные документы по электронной почте, заверенными электронной подписью государственного учреждения. И они имели бы такую же силу, как бумажные с “мокрой” печатью! Представляете, подлинное свидетельство о регистрации на дискете? Проверяется с помощью компьютера, оснащенного системой аутентификации цифровой подписи.
      Услуги по регистрации вы можете уже сейчас оплатить с помощью Интернет-банкинга прямо из своего дома. Для этого вам потребуется любой компьютер, подключенный к Интернету, расчетный счет в АКБ “ИМЭКСБАНК” и, естественно, деньги на этом счете.
      А ведь это все - элементы электронного правительства. Вы скажете: мелочи, ерунда. Не соглашусь. Сейчас в Украине зарегистрировано примерно 200 тысяч малых предприятий. Это количество не увеличивается. А ведь владелец малого предприятия – человек, который не только взялся кормить себя сам, но и, в большинстве случаев, и работодатель. Государство заинтересовано в росте и процветании малых предприятий.
      Сегодня их регистрация очень редко проходит с соблюдением установленных сроков, каждый госорган имеет свои нормативные акты, которые зачастую входят в противоречие с постановлениями правительства.
      Для того, чтобы представить себе хотя бы частично мытарства кандидата в предприниматели достаточно нарисовать схему маршрута для получения разрешения. А там - до 30 организаций, управлений и ведомств. А ведь одного круга бывает мало!
      Такая система активно способствует коррупции и "тенизации" малого бизнеса. Кроме этого, даже существующий "плохой" порядок регистрации нарушается. Давно общеизвестны факты, когда при оформлении разрешительных документов, предпринимателей, в нарушение действующего законодательства, склоняют к финансовому участию в различных социальных программах исполкомов, принуждают к уплате взносов на благотворительные нужды.
     А ведь это совершенно невозможно при общении с правительством через его некоррупированных представителей – информационных  роботов.
     Вы скажете: с регистрацией предприятия проблемы не заканчиваются, а только начинаются. Как быть дальше? Опять - на поклон к чиновнику?
     А вот как. В Великобритании, согласно официальным сообщениям, к концу 2005 года 99,9% всех услуг, которые предоставляет правительство, будут доступны через Интернет. Т.е. автоматизировать нужно бюрократию. Роботы взяток не берут. Пока.
     Интересно, что такой подход с одной стороны нравится и чиновникам. Их труд становится более компьютеризированным и потому легким. Кроме того, им самим приходится готовить множество отчетов и других документов в вышестоящие инстанции и сдавать их не без труда своим весьма опытным старшим по званию коллегам. И этот этап подлежит автоматизации. Ведь чиновник – тоже гражданин. И его нужно защитить от вышестоящего чиновника.
     Следует сказать, что в нашей стране есть понимание важности этого вопроса. Действует Указ Президента Украины от 1 августа 2002 года "О дополнительных мерах по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти", постановление Кабинета министров Украины от 24 февраля 2003 года “О мерах по созданию электронной информационной системы “Электронное правительство”. Только в Одессе уже прошло два форума по этой теме. 4-6 июня этого года в рамках международных выставок “Информатизация Украины” и “Связь и коммуникации” состоится уже третий форум “От электронного офиса – к электронному правительству”.
      Да и результаты на лицо. Здесь в первую очередь следует назвать прекрасно работающий сервер Верховной Рады. Достаточно, находясь в Интернете, набрать адрес www.rada.kiev.ua, и вы попадаете в информационное море. Но здесь каждая волна плещется на своем месте! Вы в течении секунд можете найти ВСЕ законодательные акты по интересующему вас вопросу (независимо от того, какой из центральных государственных органов власти их выпустил) и переписать на свой компьютер. Все это совершенно бесплатно! Вам придется заплатить только за Интернет. При том, что сейчас 1 час ночного Интернета (до 8 утра) можно купить за 50 копеек, такой поиск не введет вас в большую растрату.
      Сервер работает круглые сутки. При поиске доступны не только уже принятые документы, но их проекты. Есть полная информация о пленарных заседаниях: повестка дня, ход заседаний, результаты рассмотрения вопросов, стенограммы. Причем информация – самой первой свежести. Новые документы вносятся, измененные корректируются прямо в день принятия решений. А ведь обеспечение легкой доступности законов населению – это самый главный шаг к правовому государству. Тот, кто не знает законов, будет их поневоле нарушать. Тот, кто не знает законов, не сможет помешать окружающим их нарушить.
      Здесь же информация, необходимая избирателям и представителям прессы: о депутатском корпусе и результатах именных голосований, межпарламентских связях, веб-страницы комитетов, депутатских групп и многое другое.
Если бы вся государственная власть в Украине функционировала как сервер Верховной Рады, наши небоскребы достигли бы уже стратосферы!
      Под стать этому информационному чуду и правительственный портал www.kmu.gov.ua. По всей видимости, над двумя этими ресурсами работала одна и та же команда профессионалов. И достигла отличных результатов!
      Информацию о местном налоговом законодательстве можно получить на сайте Государственной налоговой администрации в Одесской области www.nalog.od.ua. Имеется здесь и любопытный раздел “Их разыскивает налоговая милиция”, где представлена информация о проворовавшихся “персонах” и их фотографии.
      И что? Мы впереди планеты всей? Нет, конечно, к большому сожалению.
      Каждый год компания “Accentury” проводит оценку деятельности государств по внедрению концепции “электронного правительства”. При этом все определено 169 основных услуг. Они сгруппированы в 9 групп, которые обычно обеспечиваются правительством: общественные задачи, оборона, регламентирование и демократические свободы, правосудие и общественная безопасность, образование, сфера снабжения, налоги, почтовые услуги и транспорт.
      Уровень решения вопроса оценивался числом услуг, предоставляемых в электронном виде, и полнотой предоставления услуги. При оценке полноты услуге присваивали одну из следующих категорий:
      стадия публикации — правительство использует веб-сайт для только для распространения информации и не имеет обратной связи с клиентом;
      односторонний диалог — пользователи имеют возможность общаться с правительством посредством электронных средств (вопросы, информация и т. п.), но им не обязаны отвечать;
      стадия транзакций (двусторонний диалог) — пользователи имеют возможность общаться с правительством, которое, в свою очередь, отвечает им посредством электронных средств.
      Особо учитывалось: помнит ли правительство (в лице электронной системы) о предыдущем диалоге с данным конкретным пользователем? Учитывает ли предыдущую беседу? Использует ли правительство поступающие  запросы для того, чтобы приспособить услуги к конкретным и меняющимся требованиям граждан? Учитывалось и многое другое: состояние вопроса с электронной подписью, защищенность конфиденциальных данных в правительственных системах и т.п.
      Тройка мировых лидеров с учетом всех этих критериев такова: Канада, Сингапур, США. Как видите, Украины здесь пока нет. Вот где поле деятельности для хваленных отечественных программистов. Но они, видимо, работают над этой проблемой в Германии. Не потому ли там в прошлом году произошел наибольший в мире рост услуг электронного правительства?
      При разработке таких проектов есть огромная опасность, с которой мы все хорошо знакомы. Средства могут вылететь в трубу. Как это было при социализме с его АСУ и даже помпезной АСУГ — автоматизированной системой управления государством. Что ж, есть успешный мировой опыт и осознание собственных ошибок. Программисты — за работу! Победа будет за вами. Ведь ваше дело в данном случае – правовое!
 
 

Виктор РОМАНОВСКИЙ
Оригинал статьи, опубликованной в еженедельнике "Деловая Одесса", 09.05.2003


banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!