Есть у нас одна минутка…


     На прошлом заседании трибунал постановил, что не только земля, но и воздух в деревне является собственностью графинь Вишен, и поэтому все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха… 
      Кум Тыква, который, как известно, очень часто вздыхал, платил, 
конечно, больше всех.
Джанни Родари, "Приключения Чиполлино”

     В 2001 году доходы ОАО “Укртелеком”  в сравнении с предыдущим годом увеличились более чем на 500 млн. грн. при темпах роста 107%. Все, как и полагается – монополист бедствовать не будет.
     Связь, вообще, - одна из самых высокодоходных отраслей. В этом есть какой-то парадокс: население страны сократилось, промышленное производство далеко от максимума, достигнутого еще в прошлом тысячелетии, а связь развивается взрывными темпами. Поистине, “роскошь человеческого общения”…
     Два самых крупных оператора мобильной связи “UMC” и “КиевСтар” имеют более одного миллиона абонентов каждый. Ребенок с сотовым телефоном – не редкость. По количеству магазинов и ассортименту в них мобильная связь догоняет хлебную промышленность…
     Но если мобильная связь – дело добровольное и облегчает кошельки самой обеспеченной части населения, то обычный проводной телефон – наш друг, товарищ и брат, в большинстве своем у нас уже есть. Введение с 12 августа 2002 года поминутной оплаты за него самым непосредственным образом касается всех одесситов. По официальной версии главной целью введения “повpеменки” является пpиведение стоимости yслyги телефонной связи в соответствие с объемом, котоpый использyется конкpетным абонентом. Т.е. “не корысти ради… ”

     Однако,  в отличии от других коммунальных служб (например электроэнергетики и водоснабжения), расходы телефонной компании не зависят прямо от увеличения объема пользования ее услугами. Местный звонок продолжительностью 50 минут не может стоить телефонной компании в 50 раз больше, чем одноминутный (в отличие от воды и электричества, стоимость которых прямо пропорциональна потребленному количеству). Основные затраты АТС приходятся на момент коммутации и разъединения. Ведь ни одно устройство не имеет бесконечного ресурса и подвергается износу главным образом во время переключения режимов.
     Свой подход у телефонистов и к вопросу приборов учета. Электрический, а у некоторых уже и водяной, и газовый счетчики находятся в квартирах. Их показания мы видим, контролируем и собственноручно “снимаем”. В соответствии с этим и платим. При чем, все приборы должны быть проверены метрологами на заводах изготовителях либо в специальных лабораториях и опломбированы. Телефонисты и здесь поступили оригинально. “Мы за вас будем считать!”, - сказали они - “У нас АПОР есть!” (“аппаратура поминутной оплаты разговоров”)… Как проверить правильность работы приборов, программ для компьютеров, обрабатывающих эти данные, никто не сообщает. По этому поводу могу авторитетно вам заявить: компьютерных программ без ошибок не существует в природе. Несмотря ни на какую верификацию и сертификацию…
      Даже если вы будете говорить с секундомером в руке и вести письменный учет всех разговоров – вам это не поможет в конфликтной ситуации. Как говорится, кто не заплатит, сколько мы скажем – того зарежем. Пардон, отрежем. Т.е. отключим. Через месяц и телефон снимем.
     А теперь давайте поставим себя на место директора “Укртелекома” (“Фарлепа”, “ЦСС”, …). Во-первых, главное для него – прибыль. Во-вторых, он не действует сам по себе. У него начальство есть. Мероприятие по введению поминутной оплате проводится в соответствии с Комплексной программой создания единой национальной системы связи Украины, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины еще 23.09.93 г. №790. Думается, правда, что оно в недрах “Укртелекома” и готовилось… Но, шутки - в сторону!
     Несомненно, фиксированная абонентская плата, уравнивающая всех, не учитывающая фактического объема потребленных услуг, архаична. Ведь некоторые мои знакомые–интернетчики вообще перестали пользоваться телефоном как таковым. Компьютер подлючен у них к Интернету круглые сутки (в том числе и ночью в автоматическом режиме) и “качает, качает” информацию… Хотя количество интернетчиков по сравнению с общим числом абонентов невелико, они создают вполне ощутимую нагрузку.
     Как быть с ними? Ведь Интернет развивается такими темпами, что вскоре смог бы “забить” телефонную сеть, как мамонта.
     Кстати, любопытный момент. Одесские провайдеры Интернет отреагировали на введение поминутной оплаты мгновенно. Нет, они не стали участвовать в акциях протеста. Они резко снизили тарифы… Теперь у пользователей Интернета не хватит денег платить прежний тариф провайдеру да еще 2 грн в час телефонной компании. Провайдерам пришлось делиться с телефонистами. Раньше они получали не вполне свои деньги. Теперь, таким образом, здесь произошло более справедливое распределение доходов. Однако, источником этих доходов, увы, являемся мы с вами. Затраты на телефонный Интернет возрастают.
     Многие одесские провайдеры заранее подготовились к введению поминутной оплаты телефонной связи. Так компания “Фарлеп” давно устанавливает так называемые Интернет-телефоны, на которых поминутная оплата не вводится. “Телематика”, “Тенет” активно подключает к выделенным специально для Интернет линиям. Стоимость эксплуатации такой линии правда 70-75$ в месяц… “Тенет” активно развивает проект “DomNet”. Здесь вас смогут подключить к Интернету с помощью локальной сети, если есть поблизости их узел. В Одессе есть и еще целый ряд локальных сетей, позволяющих подключиться в разных райнах города: “Merlin”(ул.Рекордная, Ефимова, Бреуса, 4-я станция Фонтана, от 6-й до 8-й станции Фонтана, квадрат Глушко-Люстдорфская Дорога - Ильфа и Петрова - Архитекторская, регион ограниченный улицами: переулок  Пироговский, ул. Гамарника, Французский бульвар, ул. Пироговского), “Интек” (между ул. Левитана и Глушко, ул. Глушко и Левитана с обеих сторон), “Spider”(пл. Толбухина, ул. Варненская, ул. ак. Филатова ), “ICN” (проспект Шевченко-Сегедская), “SoHo.NET" (микрорайон "Вузовский" а также район ограниченный улицами: Черноморская Дорога - Ильфа и Петрова и Левитана - Ак. Глушко) и др. Имеются такие же сети и на поселке Котовского. В них нет повременной оплаты. Оплата производится за объем полученной информации, т.е. по величине трафика. Такие сети очень удобны и сравнительно дешевы для любителей компьютерных игр, но могут использоваться и для вполне серьезных целей.
     Есть и другие схемы решения проблемы поминутной оплаты для интернетчиков. Существует опыт, когда в условиях действия повременной системы оплаты телефонных переговоров провайдеры Интернет переходят на технологию “CallBack”, когда провайдер сам перезванивает пользователю и пользователь не платит за телефонное соединение, так как входящий звонок не подлежит оплате. Правда, цена минуты работы в Интернет при таком доступе неизбежно несколько вырастет, так как провайдер должен будет покрыть эти свои новые затраты. Однако, учитывая, что провайдер скупает у телефонной компании исходящий телефонный трафик оптом, ему минута обойдется дешевле.
Можно также использовать для передачи сигнала из Интернета к потребителю телевизионный сигнал, точнее его "обратную сторону" - инверсный ход луча. Связь же в направлении от пользователя с Интернету должна осуществляться все же через телефонную линию.
Несомненно, в Одессе появятся все эти схемы, Интернет будет дешеветь и когда-нибудь все же достигнет уровня Германии или США. Кстати, в Европе постепенно отказываются от ранее введенной повременной оплаты. В США повременка вообще запрещена. 16 мая 2000 года Палата представителей Конгресса США приняла закон, запрещающий Федеральной комиссии по связи устанавливать плату за местный звонок на узел Интернет-провайдера.
      Много, конечно вопросов возникает в связи с новыми тарифами и правилами. Например, почему пользователи старых АТС платят наравне с пользователями новейших электронных АТС? При таких условиях администрация телефонной сети, как минимум, не заинтересована в улучшении качества связи - зачем, если все платят одинаково?
     Почему нет никакого разделения тарифов в зависимости от времени суток, несмотря на то что, в ночное время нагрузка, создаваемая пользователями, значительно меньше?
     Логично было бы, что бы звонок соседей в пределах одной АТС стоил дешевле звонка через весь город, а соединение с провайдером, использующим собственные или арендованные цифровые каналы и узлы (например, Фарлеп) должно быть дешевле обычного телефонного разговора.
      Есть здесь проблемы и далеко не экономического плана.  За  наш с вами счет на нас будет собираться полная информация о том,  когда, кому мы звонили, как  долго говорили. Все будет храниться в компьютере. Как будет защищена эта информация от не санкционированного доступа?
Кем санкционирован этот сбор сведений о личной жизни? В компетенции ли это Государственного комитета по связи и информатизации, который ввел своим приказом новые граничные тарифы в том числе на поминутную оплату? Обратило ли внимание Министерство юстиции Украины, где зарегистрирован этот приказ, на столь тонкий нюанс? Как согласуется введение новых повышенных тарифов с Государственным бюджетом Украины 2002 года? Ведь телефоны есть во всех бюджетных организациях: больницах, школах, учреждениях социального обеспечения, а средства, выделенные на оплату связи в этом году увеличиваться уже не будут. Бюджет-то уже принят.
     Мне кажется, что не все ответы есть и у самих телефонных компаний.
     Каковы же последствия введения новых тарифов? Они, по-моему, вполне очевидны. Первое время основная часть населения резко уменьшит время разговора. В дальнейшем произойдет имущественное расслоение и по этому признаку. Кто-то будет экономить каждый звонок, кто-то не будет себя ни в чем ограничивать. Замедлится развитие Интернета в стране. Интернетчики постепенно перейдут на альтернативные способы доступа и к медленной модемной связи уже никогда не вернутся. Общая нагрузка на телефонные сети значительно снизится.
Этот фактор, конечно, будет замедлять развитие всего телефонного хозяйства. Зачем модернизировать старые АТС, если они и так справляются?  А ведь качество нашей старой телефонной связи сами знаете какое. Вот бы куда деньги вложить! В то же время затраты в Одессе на закупку, установку и наладку программно-аппаратного комплекса учета времени разговоров составили 7 млн. грн. Несомненно, они окупятся: счетчик включен! Бегут минутки нашей жизни. Но, ей-Богу, она состоит не только в телефонном общении…
 
 

Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деловая Одесса", 23.08.2002


banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!