Головная боль для банкира
Банки-склянки в “Приватбанке”
Раньше по карточкам были хлеб и сахар, а теперь - деньги!
Вы никогда не задумывались, почему в нашей богоспасаемой стране с заработной платы, даже с небольшой, нужно платить немалый подоходный налог в размере 13%, а с банковских процентов – нет?
Ведь странно же это: с одной стороны, работать целый месяц, выполнять приказы начальства, план, соблюдать дисциплину, правила трудового распорядка – и платить налог, а с другой – положить деньги на депозит в банк, раз в месяц сунуть пластиковую карточку в банкомат и получить доход без всяких налогов.
Между прочим, ответ на этот вопрос дает ответы и на многие другие. Дело в том, что депутаты принимают те законы, которые выгодны Имексбанклично им в общей массе, а не народу, представителями которого они по определению являются. А уж конечно, у среднего нашего депутата денег в банке гораздо больше, чем у среднего украинца...
Таким образом, украинские банки облагодетельствованы нашим государством в лице депутатов. И они расцветают! И те, и другие. В любом городе банковские учреждения выделяются среди прочих незаурядной архитектурой, солидностью, красотой.
В Одессе это, например, шикарный граненый “карандаш” “Имэксбанка”,  великолепное здание банка “Південний”, воссозданное по проекту Бернардацци, “шахский дворец”  Морского транспортного. И этот ряд можно продолжать. Причем в любом городе.
Однако внутреннее содержание наших банков, как говорится, оставляет желать. Видимо, пар в значительной мере уходит в гудок. На сегодняшний день капитал всех украинских банков, вместе взятых, не превышает капитала одного не самого крупного европейского, не говоря уж об американском или японском.
А ведь они рвутся на украинский рынок! И нет оснований их сюда не пускать. Ну, раз сами в Европу собрались и во всемирную организацию торговли стучимся.
 
Прививка для банка
Что несет это украинскому банкиру? Огромную головную боль, а кое-кому – даже уход из этого бизнеса.
Что несет это украинскому потребителю? Да то же, что и любая конкуренция на рынке – повышение качества услуг с одновременным снижением их цены!
Иностранные банки – это, прежде всего, более дешевые кредиты. Естественно, что предприниматели будут переводить свои счета в те из них, которые дают им более дешевые ресурсы для бизнеса.  Это уже происходит. Тому пример – “Райфайзенбанк-Украина”, который прикупил украинский “Аваль” и активно притягивает к себе крупных клиентов.
Однако снижение цен на кредиты автоматически ведет к уменьшению доходности депозитов. Это и понятно, в банке деньги не от Банк 'Південний' дружит с Бернардаццисвятого духа появляются. Скорее наоборот, от того, что ближе к дьяволу… Деньги появляются оттого, что работают в бизнесе у клиентов. Если в начале 2005 года можно было получить 20% годовых по депозиту в национальной валюте, то в начале 2006 – всего 15%. А будет еще меньше. Это неизбежно, если на нашем рынке появятся иностранные банки с избытком кредитных ресурсов.
Ну, что ж, господа рантье, вам остается только посочувствовать. Вкладывайте свои средства в производство, в торговлю, в транспорт. А не в примитивный рост денег!
Есть и еще один аспект в приходе к нам иностранных банков. Это прививка нам столетней банковской культуры. Что греха таить, у нас катастрофически не хватает квалифицированных работников. Это болезнь роста и отсутствие традиций во многих “молодых” банках. Конечно, где взять столько хороших работников для сотен и сотен отделений и филиалов растущей украинской банковской системы. Умных – еще можно найти, но где взять столько опытных?
 
Курьезы в банке
Вот один из последних курьезов. В предыдущем номере нашей газеты в материале “Поиграем с банком в карты” описывалась многотрудная история получения мной по заданию редакции платежной Интернет-карточки Visa в “Приватбанке”.
Карточка была получена, правда, почему-то без договора, ее сопровождающего. На мой вопрос: ”Почему?”, был получен донельзя МТБ в шахском дворцелаконичный ответ:
- Мы не даем.
Пришлось звонить в юридический отдел банка, где мне сообщили, что у них такая практика – не давать договоры к карточкам. Однако, когда я спросил, на основании какого нормативного документа клиенту не предоставляется полноценный экземпляр договора, ситуация сразу изменилась. Мне было сказано: чтобы получить договор, нужно написать заявление на имя заместителя директора банка – и все будет в порядке. И действительно, так оно и было. Удобно, не правда ли?
Полученную карточку удалось зарегистрировать на крупнейшем в мире аукционе Ebay. Правда, только после того, как на нее было положено 10$.
Это меня несколько насторожило. Операция регистрация на аукционе – бесплатна. Но карточку там не принимали до того момента, пока на ней не оказалась хоть какая-то сумма. Выходит, аукцион после сообщения ему данных о моей карточке получил к ней доступ. В том числе к сведениям, которые представляют собой банковскую тайну – размеру остатка на счете.
Обращаюсь в отделение с вопросом на эту тему. Говорят, что да, раз вы сообщали сведения, то, имеют доступ к вашей карточке. Обращаюсь в Одесский филиал "Приватбанка" и получаю аналогичный ответ. Звоню в Днепропетровск, в техподдержку, на горячую линию. Формулирую вопрос оператору Светлане так:
- Если у меня на карточке есть 1000$, а я сделаю на аукционе покупку на 200$ и зарегистрирую свою карточку у продавца, то что мешает продавцу снять с меня два раза по 200$? Или три? Или все пять?
- После небольшой паузы получаю ответ, который просто сбрасывает меня со стула.
- Наверное(!?), ничего не мешает.
- Позвольте, этого не может быть, – говорю я. Уж очень хрупкая и прозрачная для злоумышленников система получается, основанная практически только на том, что “мы все – честные пацаны”. А здесь одной декларации все же маловато будет. Пацаны-то разные бывают. Мы же знаем…
Далее Светлана задает мне несколько вопросов: фамилия, номер карточки, девичья фамилия матери (хорошо хоть не как в анекдоте – как зовут мою бабушку?!) и говорит:
- Но вы при любой покупке рискуете, даже при оплате наличными.
- Да, но я рискую только конкретной суммой, которую отправляю, а здесь – всей суммой на карточке и все время наличия на ней хоть каких-нибудь денег.
И тут следует реплика, которую не имеет права позволить себе ни один банковский служащий:
- Ну, вы не слишком рискуете. На вашей карточке – очень небольшая сумма.
Как вы понимаете, продолжать разговор после этого было совершенно ни к чему. Что может хорошего посоветовать сотрудник, который в коротком диалоге совершил столько ошибок? Выразил сомнение в том, о чем сам говорит. Сделал упор на риск клиента, а не на его защиту банком. И намекнул на малую сумму на счете… А ведь банк должен заботиться о сохранности 10$ точно так же, как и миллиона. Да и сами банковские сотрудники не советуют держать на этой карточке большие деньги, а лишь те, которые необходимы для конкретной покупки.
Пришлось провести собственное расследование. Оказалось, что в Интернете существует специальный SSL-протокол, предназначенный для передачи секретных сведений в электронном виде. В том числе, конечно, – и  сведений о платежных картах.
В случае передачи сведений по этому протоколу, а не в открытом режиме (и об этом должен заботиться сам клиент!), деньги могут быть сняты только один раз. И данные о карточке не будут открыты продавцу. Он лишь получит свои деньги за свой товар.
Однако выяснить, знают ли об этом в “Приватбанке” и пользуются ли всем этим, оказалось невозможным. Несмотря на все старания.
 
Эпилог
Все на свете не без пользы. Подтверждение ответа на один важный вопрос: “Нужны ли украинским клиентам иностранные банки на украинском рынке?” – я  все же получил.
Ответ звучит так: “Да!” И если вы скажите, что нет, вы будете не правы.

 
Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги" №3-4 2006 г 
banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!