Автомобиль для украинца: от "горбатого" до "мерина"
или
Pедкий автомобиль дoтягивает дo нашегo кoшелька

     "Кочевники" на колесах
     Человек – существо очень непоседливое. Видимо, неистребимы кочевые корни наших предков. Люди без конца перемещаются сами и переставляют все на свете на новые места. Не нравится им, как Бог все расположил. Передвигаются человек, главным образом, не на своих двух, а на колесах. Для этого и самодвижущиеся коляски изобрел. До чего уже дошло?! Суммарная мощность всех находящихся в эксплуатации автомобилей мира раза в три превышает всю мощность действующих всех электростанций. Представляете?
     Нашего региона это касается еще больше других. Поскольку электростанций здесь - мало, а автомобилей - много, особенно легковых. Больше всего в Одессе сейчас ВАЗов – 47%, “Москвичей” – 10%, ГАЗов – 6%, а вот “Запорожцев” столько же, сколько “Тойот” – 4%. “Тойоту” отечественный производитель уже догнал. В некотором смысле… Разрыв между явным фаворитом - ВАЗом и остальными пока продолжает увеличиваться. За первые четыре месяца 2003 года по сравнению с этим же периодом прошлого года продажа новых автомобилей в Украине выросла в 1,5 раза. При этом ВАЗ дал самый большой прирост - вдвое! Несмотря на все более или менее обидные прозвища: “зубило”, “копейка” и даже “таз”. Вот что значит инерция покупательского мышления! Хотя, не только это, конечно.
     Прошло 33 года со дня выпуска первой “копейки” – “ВАЗ-2101”, а ее все еще можно встретить на любой дороге. Орлом летает “копейка”! Иногда, правда, громыхает крыльями, но летает. И это, конечно, - лучшая реклама автомобилю. Прижился у нас потомок “Фиата-124”. До сих пор еще уважительно говорят: “с итальянского конвейера”!
     А что же ЗАЗ?  Прочитал недавно на одном “безухом” экземпляре гордую надпись вдоль всего правого борта: “Вас обгоняет автомобиль ЗАЗ-968М”. Потом, когда обогнали его, выяснилось, что вдоль левого борта у него другое написано: ”Вы обгоняете автомобиль ЗАЗ-968М”. Как звучит торжественно! Ну, конечно, ведь это вам – не какой-нибудь “ушастый”, это модернизированный – “безухий”.
     Кстати, очень показательный момент. У “запорожцев” сформировался имидж “смешной” машины, которая скорее является поводом для шуток, чем средством передвижения. Чего только на “запорах” не прочитаешь! И "Кing of the road" – король дорог, и “HUMMER” (имеется в виду дорогущий американский внедорожник), и “Какая жизнь - такая и машина!”, и "Не мешай крутить педали!", и “Не обижай маленьких!”. Во всех этих шутках – лишь доля шутки. Действительно, ни для кого не секрет, - все наши автомобили и короли дорог, и внедорожники. Ну, раз еще не развалились при таких ухабах. И, конечно, автомобиль довольно точно отражает уровень благосостояния его владельца, а количество ТАКИХ автомобилей – уровень благосостояния в стране.  И про педали правда – наши машины нередко используют мускульные усилия своих владельцев.
     Однако, его же любя и шутя называют “запик”, а также еще одним похожим словом, начинающимся с буквы “ж”. Мотор-то у старых ЗАЗов - сзади… Чего только про этот самый “запик”, “зипер”, "забор" не прочитаешь! “Я люблю его потому, что я на нем езжу. И еще за ощущение полета при 90км/ч. “Запорожец" - самая тихая машина. Когда в ней едешь, коленями уши закрывает”. Имеется в виду не только некоторая теснота, но и то, что конструкторы ЗАЗа не просто слепо копировали зарубежную технику, а еще и привносили своеобразные новшества. Чего только стоило нижнее расположение распределительного вала, приводимого в движение набором шестерен, из-за которого любая аудиосистема становилась неуместной.

     А теперь - "горбатый"!

     А помните горбатый “Запорожец” – этот смешной и обаятельный автомобильчик, похожий на серого мыша из мультфильма. Это была первая модель легковушки запорожского завода “Коммунар”, до этого занимавшегося выпуском комбайнов и другой сельхозтехники. Первый такой автомобильчик появился на свет в далеком 1960-м году. И вскоре малолитражные жужжалки расползлись по всей стране. Кроме того, мало кто знает, что существовал и ЭКСПОРТНЫЙ (да-да!) люкс-вариант, поставлявшийся в целый ряд стран, и, в частности, - в Австрию и Финляндию. Базовая модель “ЗАЗ-965” имела рабочий объем движка 0,746 литра и мощность 23 скакуна и могла достигать максимальной скорости 80 км/ч (на полукруглом спидометре). Это уже потом, в 1962 году появился “спортивный” вариант “ЗАЗ-965А”, 27 лошадок которого разгоняли его до 90. Не надо смеяться, - то были другие времена. Цена стакана минералки была равна цене литра бензина, а такие технические характеристики вселяли уважение и благоговейный трепет ценителей.
Запорожец - монстр!     Двигатель у “мыша” был военный, имеющий прототипом БМВ, и смотрелся неплохо: корпус из алюминий-магниевого сплава, какая-никакая мощность. Правда, уровень шума превышал все мыслимые нормы, но для военной техники это было несущественно. Безбожно тарахтящий движок оснастили внушительным глушителем и втиснули в крохотный моторный отсек "Запорожца". При этом пришлось пожертвовать изысканным дизайном итальянского прототипа - ровный до того времени задний капот сделали выпуклым и изменили форму крыльев. Переделка определила прозвище - "горбатый".
      Мотор оснащался специально разработанной для военной десантной амфибии коробкой передач. Для ее установки на легковой автомобиль потребовался минимум переделок. Силовую часть конструировали военные специалисты под руководством талантливого инженера Бориса Фиттермана. От армейского вездехода "Запорожец" унаследовал уникальную проходимость. Так что, как ни парадоксально, этот мышонок - наполовину армейский джип. Особенно в кормовой части. Фиттерман разработал за свою жизнь немало удачных конструкций: автобусы, бронемашины, вездеходы. Но для поддержания юмористического реноме “горбатого” следует вспомнить, что этим же изобретателем были созданы и “самобеглые сортиры” – передвижные туалеты на шасси “ЗИС-8”, использовавшиеся при проведении праздничных демонстраций.
      На конвейере “горбатый” выпускался недолго - три года, а всего их было собрано 322106 штук. Но наступила эра ВАЗов. Постепенно облезлые “запоры”, оставленные владельцами, стали появляться на разных задворках и стали привычным элементом городского пейзажа. А потом вдруг все исчезли! Спустя некоторое время стали опять встречаться на дорогах – после реставрации и тюнинга, в качестве ретромобилей. И каких здесь только не было: и кабриолеты, и лимузины, и родстеры. Они и по сей день неизменно вызывают среди участников движения живой интерес, улыбки и приветственные сигналы. “Горбатый” стал культовой машиной! Еще бы - одних анекдотов, где он выступает в роли этакого родного танка, мстящего за наших многострадальных автолюбителей распоясавшейся арийской и самурайской нечисти, существует, пожалуй, больше, чем анекдотов о Чапае и Штирлице вместе взятых. Сейчас 965-й в хорошем состоянии стоит столько же, сколько новая “Волга”. Представляете, кого догнал? Самую престижную и дорогую машину советского времени. Ну, так у него родословная какая! Голубых, можно сказать, кровей. По компоновке ему сам “Порше-911” – родственник! А происходит непосредственно от “Фиата-600”. От этого, правда, не легче: “горбатый” мог и перевернуться, если у него на ходу распахивалась дверь. А открывалась она, как известно, назад, создавая при этом эффект тормозного парашюта с одной стороны. А чтобы перевернуть этого мышонка на колесах, особо много сил прилагать не надо было. Вот один из анекдотов об этом почти игрушечном автомобильчике:
     Пассажир в "ЗАЗ-965" спрашивает:
     - А что это за длинный серый забор справа?
     - Это не забор, а бордюрный камень!
Запорожцы пишут письмо шестисотому Мерседесу     Говорят, выпуск “горбатых” прекратил Леонид Брежнев, назвав их “безобразием на колесах”. Однако настоящее безобразие было еще впереди. Апофеозом его стал пикап на базе заднемоторного “ушастого”. Представьте, если не видели…
     Но в 1987 году ЗАЗ выпустил совсем другую машину – переднеприводную “Таврию”. Она, как и все советские автомобили,  родилась несколько переношенной. К тому же это случилось в перестройку - время, тяжкое даже для автомобилей. В принципе, “таврюшка” была калькой с “восьмерки”, только несколько меньших размеров. Себестоимость ее производства была почти такой же. Советский рынок проглотил бы все, но рухнул рубль, в одночасье пропали сбережения. А тут еще и подержанные иномарки нахлынули. В результате в 1994 году с конвейера ЗАЗ сошла 91 тысяча машин, а 1997 – уже лишь одна тысяча! Причиной тому, кроме всего прочего, было резкое снижение качества продукции. Завод вынужден был на ходу переориентироваться на комплектующие украинских смежников, а те, не имея опыта, гнали халтуру. В результате всего завод угасал.
      Но тут появились бойкие корейцы в лице корпорации “Daewoo Motor”. Они потребовали от правительства беспрецедентных льгот, вплоть до жесткого ограничения ввоза подержанных иномарок и введения высоких таможенных пошлин на российские машины. Деваться было некуда, и уступки были сделаны. Причем не только на уровне правительства, но и на уровне Верховной Рады, которая приняла соответствующий закон. В марте 1998 года “Daewoo Motor” и правительство Украины юридически оформили договор, согласно которому корейская сторона обязалась вложить 1,3 миллиарда долларов в реконструкцию предприятия и модернизацию автомобилей в обмен на защиту своего бизнеса от конкурентов. Так АО "ЗАЗ" превратилось в ЗАО "АвтоЗАЗ-Daewoo".
      Можно много спорить о целесообразности этого беспрецедентного шага, однако завод “задышал”. Корейцы внесли около 300 изменений в конструкцию автомобиля, направленных прежде всего на повышение надежности. А заодно и подготовили новую модель – “Славуту”. Оставив угловатые формы, они сделали  почти седан. Если посмотреть на него через увеличительной стекло, то его вообще можно принять за лимузин. Знаете, - это такой автомобиль, где есть перегородка между водителем и VIP-персонами в салоне. Появился движок объемом 1,3 литра с инжекторным впрыском топлива. Он соответствует нормам “Евро-2” по токсичности выброса. Мощности это двигателя оказалось достаточно, чтобы поставить его, кроме всего прочего, на хорошо себя зарекомендовавшее себя корейское шасси “Lanos”. Получившийся автомобиль назвали “Sens”.
      Конечно, какими бы ни были названия – всем угодить невозможно. Вот, например, “Таврию” иногда в сердцах называют “тварией”, а “Славуту” – “сволотой”. (Вы же знаете, что автомобили иногда бывают гораздо упрямее ослов, и тогда с языка могут слететь любые слова). Но и называть небольшую металлическую коробку на четырех колесах в честь целого края со всеми его тысячами лет истории, кажется не вполне уместным.
      Помните пример с названием “Жигули”? Оно сразу стало мешать экспорту. Слово “жиголо” на многих языках означает мужчину, оказывающего танцевальные и другие услуги за деньги. По-румынски, это просто–напросто означало - “дураки”. Да и по-русски звучало странновато для автомобиля. Уже давно ни одна из моделей волжского завода этого имени не носит. Сейчас в Тольятти ставят на конвейер “Калину”. А это уже - вполне благозвучное название. Уроки тридцатилетней давности не прошли даром. Российские лингвисты поработали. А наши?
      Что интересно: и в случае с “Жигулями”, и в случае со “Славутой” были проведены социологические опросы, которые, вроде бы, показали приемлемость этих названий. На выбор названия “Жигули” повлияла, видимо, популярная (и единственная доступная в те времена!) марка пива “Жигулевское”. Тогда Госкомстатом был проведен беспрецендентный по масштабу социологический опрос. О результатах вы знаете. Как известно, не всякий референдум дает правильный результат…

      Маемо "Sens"
      А вот название “Sens” – вполне удачное, соответствующее украинскому менталитету. “Смысл” означает в переводе, и нельзя сказать, что в данном случае его нет. Ведь внешне это – нормальная иномарка, от “Lanosa” отличается только шильдиком. Желающие и его могут “втихаря” заменить. Внутри же – 46% украинских деталей во главе с мелитопольским движком. А это определяет цену, которая ближе к нашим машинам, чем к иностранным. Т.е. форсу - достаточно, а цена приемлемая. Такая машина у нас пойдет! А если количество деталей украинского происхождения превысит половину, то эту малолитражку можно будет и экспортировать. Уже сейчас она вполне может составить солидную конкуренцию ВАЗовской “десятке” – “беременной антилопе”, как иногда называют эту симпатичную, но слегка пузатенькую машинку. Еще бы, “sens” в базовой комплектации стоит в Одессе 30 тысяч гривен, а цены на “десятки” начинаются с 35 тысяч. И это при том, что ВАЗы у нас пока все же иномарками не считаются. Но сейчас “Sens” в Одессе вы не купите. Говорят: ”Приходите в июле!”. Когда завод установит оборудование… Боже, как это знакомо по нашей прошлой жизни!
Запорожский Мерс    “Славуты” (цена от 16 тысяч), и “Таврии” (от 13 тысяч) имеются. Не хотите купить себе “ставридку”? Так  (Таврия – Таврида - ставрида) называют украинскую машинку в России. Да, очень сложно преодолеть запорожским машинам сложившийся за многие годы клоунский имидж! Но, как видите, завод старается. В результате Нижегородский автосборочный уже начал сборку “Таврий” и “Славут”. И это под боком у ГАЗа! Работы ведутся в Краснодаре, Астрахани, Тамбове. Правда, и ЗАЗ налаживает сборку волжских “девяток”. А заодно и “Мерседесов”, “Опелей” и даже румынских “Дач”. Все смешалось на рынке! Ирония судьбы - извечные враги: “запор” и “мерин” - на одном конвейере?! А вот корейцев уже нет на ЗАЗе – обанкротилась наша надежда. “Hirsch&Cie” – швейцарская инвестиционная компания выкупила их долю. Что из этого получится? Наверное, все же, автомобили. А ими интересуются не только те, кто ими уже владеют. Остальные тоже интересуются и мечтают… Хотя и сидящие за рулем постоянно приглядываются к более престижным, новым, мощным, удобным, безопасным автомобилям. Как правило, при всем этом у нас принято сетовать на их непомерную дороговизну. Но брюзжанием и ворчанием проблему не решить!
     Когда мы наполним наши кошельки и начнем голосовать деньгами за хорошие, качественные автомобили, а не за дешевые, у нас пропадет, наконец, необходимость получать несколько странный кайф кайф, лежа под автомобилем. Это делало не одно поколение наших мужиков. Но ведь есть места гораздо лучше приспособленные для получения кайфа… На корме наших гордых малолитражных (и не только!) запорожских казачков не будет больше надписей: “Захер”. И чуть ниже стыдливо, мальенькими буквами, в скобках: “Мазох”.
     Для этого осталось не так много – подтянуть уровень наполнения кошелька к выбранному автомобилю. А не наоборот!
 
 

Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деловая Одесса" 30.05.2003 г, Виктор Романовский

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!