Художественный беспорядок на украинских деньгах
“Чернилец” вместо червонца
или
как гривне “колор” подбирали

     Вам кто больше нравится – Лариса Косач или Тарас Шевченко? Скажете, так нельзя ставить вопрос. Это зависит от литературно-художественной ориентации, а на нее каждый имеет право. Но мне кажется – можно! Если говорить об украинских гривнах, то вы наверняка предпочтете иметь двухсотгривенную купюру с портретом Ларисы –  Леси Украинки. В два раза больший номинал больше понравится и вашему кошельку. Кроме того, портрет красивой женщины намного лучше украшает купюру, чем один из самых “сумных” портретов великого Кобзаря. Конечно, к виду купюр быстро привыкаешь, и на внешний вид обращаешь внимание лишь поскольку это помогает их различать. Удобство пользования в данном случае важнее красоты. Но ведь можно иметь и то, и другое!
Рис. Александра Барабанщикова     Денежные знаки имеют огромный тираж – ничто не имеет больший! На каждого жителя Украины, например, приходится 25 банкнот. Кроме того, деньги, особенно младших номиналов, постоянно передаются из рук в руки. Фактически, они являются самораспространяющимися пропагандистскими листовками многократного использования. Как на них еще не догадались печатать рекламу? Бумага отличная, полиграфия высококлассная, средний срок службы банкноты не мал – 1 год. Представьте, скольких владельцев она меняет за это время? При таком тираже и интенсивности использования деньги должны быть высшим образцом художественного и юридического оформления. Тщательность в подготовке купюр и монет должна быть наивысшей, ведь они представляют государство народу, а народ – другим государствам мира.
      Деньги – это солдаты экономики. Они, как полагается военным, должны ходить в мундирах единого стиля. Вооруженное подразделение, одетое вразнобой, производит на окружающих тяжелое впечатление банды и имеет, скорее всего, низкий уровень дисциплины и боеспособности. Вот зачем нужна пресловутая застегнутая пуговичка на воротнике! А как обстоит дело с мундирами и пуговицами на украинских купюрах?
      Начнем с роста. В правильно построенной денежной системе все банкноты должны иметь одинаковый размер. Как в парадном расчете – все как на подбор. Людей в армию по росту сейчас подбирают редко, там есть другие, более важные критерии, но купюры-то нарезать можно? Для удобства счета, хранения и изготовления. На первый взгляд вроде бы с этим все в порядке, однако при ближайшем рассмотрении  оказывается – нет!
     Первые современные украинские деньги, произведенные, как известно, в Канаде, имеют размер 133Х66 мм, а сделанные у нас почему-то увеличены  до 135Х70. Видимо, таковы технологические возможности применяемого оборудования, но, вы знаете, – причину всегда можно найти, даже если ее нет. Факт остается фактом – размеры разные. Со временем этот недостаток, казалось бы, мог быть исправлен – после изъятия из оборота последней “канадской” купюры. Однако осенью будет введена в обращение новая двадцатка, которая почему-то будет еще большего размера.
     Нужно, конечно, поговорить и о цвете наших денежек. Вы помните, когда они только создавались (а это был 1991-й год), в большом авторитете был доллар США. Наши деньги повсеместно награждались эпитетом “деревянные”, хотя самые худшие времена для них были еще впереди. Тогда был большой соблазн скопировать идею почти монохромного дизайна американских денег. Мол: солидно, официально, без веселеньких украшений. Бог хранил – по этому пути не пошли. Каждый номинал получил свой цвет. При этом, правда, нарушили привычную денежно-цветовую схему. А она была такова: 1 рубль был желтенький, трешка – зелененькая, пятерка – синенькая, десятка (червонец!) – красненькая и т.д. Покрашенные таким образом деньги СССР хорошо различались по цвету. Последняя советская денежная реформа резко уменьшила размер этих денег, но и при этом они совершенно не путались – цвет не давал.
      Первые украинские деньги, отпечатанные в Канаде, по цвету различались неплохо, за исключением самых старших купюр (50, 100, 200 гривен). Схема раскраски была изменена (зачем учитывать привычки 52-х миллионного населения?!), но была хоть как-то приемлемой. Вместо червонца появилось нечто, что можно было назвать “чернильцем” – за глубокий фиолетово-чернильный колор. Хотя, в общем, создавалось ощущение какой-то бедности палитры,  самую главную практическую функцию – возможности распознавания с одного взгляда – выбранные для младших купюр цвета выполняли.
      Но вот вступил в строй банкнотно-монетный двор в Киеве и фабрика банкнотной бумаги в Малине. Появилась возможность печатать деньги более высокого качества. Можно было тщательно и всесторонне подготовить образцы новых денег. Однако этого не случилось. Защита новых – “киевских” денег от подделки значительно улучшилась, но направление развития их дизайна оставляло странное впечатление.
      Отказались  не только от противного, но в то же время легко узнаваемого “чернильца” – весь дизайн и цвет 2, 10 и 20-гривенных купюр был изменен так, чтобы они стали похожи между собой, а также на купюры всех старших номиналов. Т.е. развитие все же пошло в сторону американского образца столетней давности – к максимальной похожести.
     Этим дело не ограничилось. Оказалось, что в развитии цветовой схемы украинских денег нас ждут новые повороты. По крайней мере, как объявил глава НБУ Сергей Тигипко, новая двадцатка, которая вводится этой осенью, будет зеленой. И это - уже четвертый вариант этой купюры. Что ж, то что двадцатка будет зеленой – это не плохо. Раньше про этот цвет как бы забыли. Но не многовато ли вариантов за 10 лет? Ведь у нас уже есть по три вида одно-, дву-, десятигривенной купюры и четыре вида пятигривенной купюры!
     Странная колористическая чехарда заставила рассмотреть наши денежные знаки более подробно и въедливо. Оказалось, что в оформлении купюр не меньше неточностей, чем в постоянно плавающем выборе их цветов. Рассмотрим подробнее.
     На лицевой стороне каждой из купюр имеется портрет выдающейся исторической личности, а на обороте – изображение архитектурного памятника Украины, связанного с деятельностью этой личности. В этом имеется единообразие.
     На одногривневой изображен князь Владимир Великий Красное Солнышко и руины Херсонеса (Корсуня), который он захватил с дружиной и где по некоторым данным он принял крещение. На двухгривенной – Ярослав Мудрый и Софиевский собор, построенный им, а затем ставший местом погребения великого князя и многих его потомков. На пятигривенной банкноте – гетьман Богдан Хмельницкий и Ильинская церковь в селе Субботово, где он похоронен. Десятигривенная банкнота – гетьман Иван Мазепа и церковь Рождества Божей Матери Киево-Печерской лавры, им заложенная. Двадцатигривенная банкнота представляет писателя Ивана Франко и Львовский театр оперы и балета, который носит его имя. Кроме того, “Великий Каменяр” во Львове жил, учился и сидел в тюрьме.
     На пятидесятигривенной купюре – первый Президент Украины Михаил Грушевский (1866—1934) и построенное в 1939 году здание современной Верховной Рады… Здесь, видимо, правильнее было бы изобразить что-то связанное с бурными событиями 1918 года. Впрочем, именно это обещают сделать на новой купюре, поместив на ней бывшее здание Центральной Рады, в котором сейчас находится Дом учителя. При этом, конечно, придется поменять и портрет Грушевского на соответствующий именно этому времени.
     На стогривенной купюре Тарас Шевченко и что бы вы думали? Опять Софиевский собор, уже фигурировавший на двугривенной купюре. Неужели на Украине нет еще хотя бы одного достойного памятника архитектуры? К тому же непосредственно связанного с великим Кобзарем?
На двухсотгривенной купюре – поэтесса Леся Украинка и въездная башня Луцкого замка. Лариса Косач-Украинка-Квитка родилась, как известно, на Волыни и наверняка там бывала.
     На купюрах до двадцатки включительно все изображения имеют надписи, поясняющие, кто и что на них изображены. А на самых старших этого почему-то нет. А ведь деньги выполняют кроме основной функции всеобщего материального эквивалента и много других: познавательную, эстетическую и, если хотите, духовную. Деньги представляют нашу страну людям всего мира и должны делать это четко, ясно, недвусмысленно.
     Конечно, Тараса Шевченко узнают без труда все жители Украины и даже очень многие на постсоветском пространстве. А как быть с нашими гостями из дальнего зарубежья? Они все такие эрудиты, что узнают Кобзаря по портрету? К тому же рядом написано “Голова правління банку Віктор Ющенко”… Может стоило написать “Поэт Тарас Шевченко”, а руководителю банка отвести более скромное место, расположенное подальше от центра купюры, а еще лучше, во избежание путаницы, перенести его на оборотную сторону, как это сделано, например, на “канадской” двадцатигривенной?
      Сам выбор портрета Тараса Григорьевича тоже вызывает сомнения. Таков ли должен был быть образ великого поэта, философа, провидца? Неужели, человека достигшего в своей жизни и творчестве вершин культуры, ставшего символом достижений целого народа, нужно было непременно изобразить в виде сельского дядьки? Неужели основным элементом портрета, занимающим почти половину его площади, должна была быть непременно шапка? А ведь художник Василий Лопата, занимавшийся дизайном купюр, получил в 1993 году национальную премию им.Т.Г.Шевченко за иллюстрации Кобзаря, т.е. прекрасно знаком с темой. Конечно, это – дело вкуса, но факт остается фактом – портрет Шевченко, единственный из всех на украинских купюрах, вызывает поток критики.
      Скорее всего, узнают на банкноте и Лесю Украинку – нашу Квитку. А вот портрет Михаила Грушевского нужно было подписывать, если, конечно, не соблюдать правила конспирации… Этого Михаила Сергеевича наши люди пока знают значительно хуже его тезки – нашего современника – упаси Господь от его портрета на купюре!
      Думаю, что далеко не каждый специалист в архитектуре сможет узнать по изображению на двухсотгривенной банкноте въездную башню Луцкого замка. И здесь конспирация.
      Дальше – больше! На всех купюрах есть факсимиле подписи председателя Национального банка. Но вот расположено оно может быть где угодно: выше названия должности, ниже и сбоку от него. Расшифровка подписи имеется не везде, хотя она требуется на всех мало-мальски значимых бумагах. А ведь банкнота могла бы быть примером юридически правильного оформления документа! Таким примером, который каждый взрослый человек берет в руки по много раз на день.
     Надпись “Голова правління банку” на разных банкнотах имеет три разные формы: первая – полная, вторая – состоящая из первых двух слов, и третья лаконичная донельзя: “Голова”.
     Когда вы смотрите на двухгривенную купюру, то читаете слева-направо “Голова… Ярослав Мудрий”. Тут, конечно, трудно возразить, Ярослав Мудрый таки да был голова, раз получил прозвище “Мудрый”. Но закрадывается сомнение, что он смог поставить подпись на наших денежных знаках. Все же он жил довольно давно: c 978 по 1054 годы.
     Имеются проблемы с выбором шрифтов. На новых одногривенных купюрах название должности главы банка выполнено более крупным шрифтом, чем слова “Володимир Великий”… Куда там великому князю до председателя НБУ! Правда, находившиеся на этой должности в разное время, тоже ранжируются с помощью шрифта. Есть пятидесятигривенные купюры, подписанные Вадимом Гетьманом, а есть – Виктором Ющенко. Расшифровка подписи в первом случае сделана более крупным шрифтом, чем во втором. А ведь речь идет о купюрах одного номинала и дизайна! На разных дело обстоит не лучше. Например, надпись “Владимир Великий” на одногривневой купюре сделана меньшим шрифтом, чем “Иван Мазепа” на десятке.
      Металлические деньги тоже не выдерживают критики. Сверхпростой дизайн, неудачные размеры. Полтинник отличить от двадцати пяти копеек по размеру – штангециркуль с курвиметром с собой носить надо. Кроме того, алюминиевые копейки такую всеобщую нелюбовь вызывают, что впору их вообще изымать из обращения.
      Перечень недостатков можно продолжать и продолжать. Вроде бы все они – мелкие, но уж больно их много. А вся совокупность создает ощущение анархии при проектировании дизайна.
      А ведь мы с вами – опытные люди! Каких только денег не держали в руках за последние пятнадцать лет. И советские рубли, и купоны, и карбованцы, и гривны. И доллары в ходу, и евро. Уже и “невидимые деньги” у нас появились – электронные карточки. Можно же было взять из близких нам образцов самое лучшее. Помните на советском рубле: “Один рубль. Один карбованец. Адзин рубель. Бир сом. Як сум. Бир манат. Uks rubla…” Не самый плохой пример. В Украине национальных меньшинств (так и хочется сказать – “так  называемых”) тоже не мало. Однако соответствующие надписи исчезли.
      А вот в Украинской Народной Республике в 1918 году номинал обозначался на деньгах на четырех самых распространенных в Украине языках: украинском, русском, польском и идиш, что письменно свидетельствовало всем и каждому о толерантности в отношении культур национальных меньшинств.
      Но все же это – не самое главное. Знаете, какой самый большой изъян у украинских денег? Мало их у нашего народа! Я за то, чтобы этот недостаток был исправлен первым! Остальные – согласен и потерпеть.
 
 

Виктор РОМАНОВСКИЙ
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги", №11, 2003 г.