Украинских политиков уже невозможно научить считать гривны не в долларах Сергей Мырдин
Отшумели предвыборные баталии. Закончились выборы,
сформировано правительство. Все произошло неожиданно быстро. И это хорошо,
потому что времени у страны нет. Впрочем, как и денег.
Что же есть? Кроме немалых ресурсов: полезных
ископаемых, предприятий есть народ, интересы которого нужно переключить
с междуусобных распрей на созидательную работу. Это немало. Украина знала
гораздо более тяжелые времена, в том числе те, которые еще на памяти ныне
живущего поколения: и голод 1932-33 годов, и Великую Отечественную войну,
и жутковатые девяностые годы прошлого, еще недалекого от нас века.
Каковы же наши перспективы? Мы будем двигаться
своею волей или волею судьбы?
Политическая перспектива благоприятна. Крупные игроки
заняты своими проблемами и уделяют нам гораздо меньше внимания. Хотя последние
пять-шесть лет казалось, что Украина стала центром
мира и именно здесь влиятельнейшие политики хотят удовлетворить свои амбиции
глобального масштаба. Впрочем, видимо, найдется немало стран, жители которых
думают также.
Тем не менее, кажется, нам дана возможность поработать
спокойно. Сумеем ли мы воспользоваться таким благоприятным для нас обстоятельством?
Индикатором экономической и политической стабильности
может считаться национальная валюта. Ее стоимость может повышаться, понижаться,
но она не должна переходить в галоп, скакать, как рысак во время сбоя.
Недаром люди, далекие от валютных операций, интересуются курсом, подсознательно
или осознанно полагая, что его движение отражает тенденции в экономике
и даже обществе.
Последние несколько месяцев можно слышать об укреплении
гривни, об интервенциях Нацбанка, сдерживающих рост ее курса. В предвыборной
полемике можно было услышать настойчивые прогнозы курса 6,5 грн за доллар
США. Несколько ранее председатель Национального банка Украины В.Стельмах
в нескольких интервью вполне серьезно говорил об “индексе Биг Мака”, согласно
которому доллар и евро должны стоить 2-3 грн, пытаясь создать впечатление,
что он сам в это верит.
Вот еще одно очень характерное высказывание В.Стельмаха:
«Я не знаю, что такое интернет-деньги, в Украине такого понятия вообще
не существует». Это говорилось во время когда тысячи украинских граждан
совершали покупки в Интернете, расплачиваясь электронными деньгами, в частности,
самыми известными на то время Webmoney.
Характерно, что при полной смене Кабинета министров
хозяин одного из важнейших портфелей, влияющих на деятельность всего правительства
– председатель Нацбанка, остался при должности. Это при том, что заменить
его президенту, вступившему в должность, было легче всего. Во-первых, потому
что деятельность главного банкира страны была публично и массировано раскритикована,
и общественное мнение вполне подготовлено к его отставке. Оно остается
таковым и сейчас. Во-вторых, Верховна Рада в конце 2008 года по рекомендации
специальной следственной комиссии голосами 380 депутатов выразила
недоверие председателю Нацбанка. В-третьих, он уже превысил предельный
возраст для государственного служащего. В четвертых, эта должность входит
в квоту президента, и он сам выдвигает на утверждение парламента удобную
ему фигуру.
Тем не менее, Владимир Семенович Стельмах оказался
на плаву. И “палили” его, и “топили”, ничего не вышло. Вот, видимо, и решили,
раз он уже паленый, то можно его и еще раз…
Проблемы
Основной проблемой нового правительства, к тому же
требующей немедленного решения, является финансовая. Низкие остатки на
казначейском счету, приводящие к задержкам выплат, зияющая дыра в пенсионном
фонде, практикуемый предыдущей администрацией сбор налогов в счет будущих
периодов – таково тяжелое наследство в бюджетной сфере.
В коммерческих банках в 2020 году доля “плохих” кредитов,
т.е. таких, возврат средств по которым не ожидается, составит примерно
20 процентов. Не все банки это смогут выдержать, что может пустить еще
одну разрушительную волну по банковской системе Украины.
Кроме того, возврат совокупного внешнего долга в
2010 году должен составить, по разным оценкам, 20-22 миллиарда долларов
США.
Торговый баланс Украины хотя и значительно улучшился,
по-прежнему остается отрицательным. Кстати сказать, ослабление гривни выгодно
экспортерам, многие из которых близки к Партии Регионов, пришедшей к власти.
Очень сложным остается положение в основной экспортной
отрасли нашей страны – металлургии. Кризис металлургам помог пережить Китай,
в котором производились массовые закупки впрок по сравнительно низким ценам.
Однако этот процесс закончился. Кроме того, следует иметь в виду, что в
Китае открыто новое крупное месторождение железной руды. Этот факт также
через несколько лет начнет влиять на мировую конъюктуру металла.
В преддефолтном состоянии находится целый ряд стран
Европы: это прежде всего вся Прибалтика, и особенно Латвия, а также Греция,
Венгрия, Ирландия, Испания. В случае дефолта даже одной из стран, Европу
ждут значительные финансовые потрясения, которые не смогут обойти стороной
и Украину.
В этих условиях одним из немногих источников финансирования
дефицита может стать эмиссия. Хотя и ее производить будет очень сложно,
учитывая и так большой размер инфляции – 12 процентов. Вообще остается
загадкой, экономическим феноменом, как при нищенском уровне оплаты труда
основной массы населения Украины, можно было не только достичь европейских
цен на товары, но и обеспечивать их постоянный рост.
В то же время необходимо производить обещанное нынешним
президентом в своей предвыборной кампании повышение социальных стандартов.
Необходимо отдавать долги. Необходимо финансировать объекты ЕВРО-2012 в
рамках государственной программы. Необходимо, необходимо, необходимо…
Решения
Как решать эти задачи, если преимущества социализма
с его плановой экономикой у нас полностью ликвидированы, а преимущества
капитализма с его частной инициативой сведены на нет бюрократизмом и коррупцией?
Справедливости ради следует сказать, что весь этот комплекс огромных проблем
накопился не только за последние два года или даже пять лет. Они являются
следствием полного пренебрежения власти к управлению экономикой и, в частности,
структурой экономики.
Последние 20 лет власть не только не стимулирует
создание и развитие высокотехнологических производств, но фактически способствует
удушению какой бы то ни было украинской промышленности. Наши реалии таковы,
что быстро и хорошо заработать можно либо в финансовой сфере, либо в торговле.
Хотя совершенно очевидно, что именно производителям товаров, продукции
должны быть даны максимальные льготы, чтобы именно в эти сферы шли инвестиционные
деньги. Тонна металла стоит дороже тонны руды, но тонна насосов стоит гораздо
дороже тонны металла. Вот в чем один из корней наших проблем.
Мы не первые на этой земле, кому предстоит структурная
перестройка экономики. Во время мирового энергетического кризиса 1973-75
годов, сопровождавшегося резким ростом цен на нефтепродукты развитые западные
страны осознали всю неэффективность своей экономики. В результате с дорог
США исчезли столь любимые американцами огромные автомобили-каравеллы. Повсеместно
были внедрены энергосберегающие технологии. В Германии над городами летали
патрульные вертолеты с тепловизорами, разыскивающие нерациональных потребителей
энергии, которые впоследствии подвергались штрафу. Были перестроены самые
большие экономики мира, которые получили мощный импульс развития. Это было
нелегко, потребовало огромных затрат, но отдача идет до сих пор.
Нам также придется нести эти затраты и идти по этому
пути. Другого выхода нет. В связи с этим, усмотреть хоть какие-то реальные
предпосылки для укрепления курса гривни в 2010 году просто не представляется
возможным.
Это подтверждается уже и явно декларируемыми намерениями
власти. Так, первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова
заявила, что задание правительства и Нацбанка – удержать курс на уровне
не ниже 8,3 гривни за доллар. К этому следует лишь добавить, что вряд ли
удастся удержать на этом уровне. Скорее всего, гривня пойдет в большое
плавание. Не утонула бы…
Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной
в газете "Деньги",
01.04.2010г