Приходите посмотреть на “Любовника”

Секреты гипноза Олега Янковского

     Вы не задумывались, как это происходит: взрослые, вполне самостоятельные люди, придя в театр, забывают, где они находятся, переживают, плачут вместе с героями? Почему они живут полтора-два часа не своей жизнью, а жизнью тех, кто на сцене? Причем, это случается и с женщинами, и с частью мужчин, которые вне зала – крепче скалы. Далеко не всегда,  к сожалению, это происходит. Однако, все же, бывает. Здесь не обходится без гипноза. Великие актеры – великие гипнотизеры.
     Вот посмотрите, пожалуйста, на Олега Ивановича Янковского. Какими скупыми средствами он пользуется! Иногда просто смотрит с экрана чуть насмешливо и все, – а вы, проходя мимо телевизора по своим делам и случайно глянув на экран, останавливаетесь, забыв, куда шли.
     В фильме «Дом, который построил Свифт», Олег Янковский сыграл  декана Свифта, который на протяжении всего фильма не разговаривал, а просто молча смотрел. И это удалось сыграть! Ныне покойный Григорий Горин, друг актера, посвятил этому такие строки:

Ты так талантливо молчишь, Олег,
Что молча глушишь всех коллег!
     Сейчас модно стало говорить об эриксоновском гипнозе, т.е. таком, под воздействие которого, вы попадаете без вашего ведома. Когда не происходит явного распределения ролей (вы – пациент, я - врач), не произносятся никакие ключевые слова: “спать”, “сон”, не осуществляется никаких тактильных контактов. А вы вдруг впадаете в некий транс. Такие методики применяют спецслужбы, так с вами могут поступить на важных переговорах, так действуют и великие актеры.
     Спаси нас Бог от подобных спецслужб и переговорщиков. Но актерам – дай Бог удачи! Это тот случай, когда мы сами “обманываться рады”.
     Давно известны такие сценические технологии. Еще в 20-е годы прошлого столетия великий русский актер Михаил Чехов разработал огромное количество жестов, которыми влиял на человеческое сознание. И на зрителей, и на ученых, которые исследовали его феномен. Потом ученые такие жесты опробовали на публике. Они тогда увидели впервые с эстрады, как люди впадают в транс без формул словесного внушения, только за счет определенных жестов, мимических актов, специальных вздохов…
     Для сближения с залом лучшие из актеров могут воздействовать на публику с помощью психотехник, определенного набора поведенческих актов, мимики, которые влияют на зрителя и передают определенный смысл. Кстати, колдуны, шаманы тоже применяют психотехники, когда включают глубинные процессы в подсознании. Недаром говорят о великих актерах: он – волшебник!
      Вроде бы методики известны, а как все же не часто нас околдовывают в театре и в кино. Многие актеры, мне кажется, пользуются противоположной методикой.
     - Не верь мне, не верь! - говорят они своими жестами и вздохами.
     - Я пришел тебя подурачить и заработать себе на корку хлеба.
     Ученые считают - каждый человек может стать гипнотизером. Но, как говорится, не каждый пианист – Рихтер…
     Не случайно вспомнился Святослав Рихтер. Как-то они вместе с женой Ниной Дорлиак (для тех, кто не знает – прославленная певица, Народная артистка СССР, народная артистка России, академик, профессор Московской консерватории) прислали Олегу Янковскому несколько пластинок с музыкой и всего несколько строк с поздравлениями и добрыми напутствиями. Они не были знакомы с Янковским - просто посмотрели как-то фильмы с его участием и обрадовались его таланту и успеху. Написали небольшое милое послание. Учтите, пожалуйста, что Рихтер был очень скромным, закрытым человеком, совершенно не склонным ко всякого рода демонстративным жестам. Но так принято было в их кругу - радоваться чужому таланту, чужой удаче. Олег Иванович, обладающий огромным количеством призов и званий, до сих пор гордится этим посланием. Еще бы, не у каждого есть такие свидетельства признания таланта. Ведь талант был признан живым гением!
      Давно уже замечено: если в фильме участвует Олег Янковский, то фильм наверняка будет хорошим. Выше среднего – это точно! Вспомните хоть один плохой фильм с участием. Я таких не знаю. А ведь как бывает: состав – звездный, фильм – халтура! Собрались актеры заработать, не выкладываясь… Не берусь судить, почему так не случается с Олегом Ивановичем. То ли он отказывается от экранизации плохими режиссерами бездарных сценариев, то ли так влияет на творческую группу своим присутствием, то ли его личного гипноза хватает на весь фильм…
     Вот и последние его законченные работы в кино отмечены призами. За главную роль, сыгранную им в фильме “Любовник”, он получил сразу три отличия: приз за лучшую мужскую роль  на фестивале «Кинотавр» в Сочи, Национальную премию Российской кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» и премию Гильдии актеров кино России "Созвездие". И это при том, что к самому фильму отношение неоднозначное. C одной стороны он уже получил аж две "Серебряные раковины" на фестивале в Сан-Себастьяне – за операторскую работу (Сергей Михальчук) и за лучший сценарий (Геннадий Островский).
     С другой стороны, сценария явно не хватило на полтора часа экранного времени. Слишком проста и, в общем-то, банальна, история. Если, конечно, не участвовать в ней самим. У главного героя, профессора-лингвиста Дмитрия Чарышева (Олег Янковский) умерла жена. Неожиданно Чарышев находит письмо, из которого выясняет, что жена ему всю жизнь (буквально, практически с самой свадьбы) была неверна - она тайно встречалась с неким отставным военным, работником паспортного стола Иваном (Сергей Гармаш). Чарышев пытается выяснять отношения с Иваном и страдает. К тому же, у него появляются серьезные сомнения в том, что сын - вообще его, а не Ивана. Короче говоря, вырожденный  любовный треугольник с одной “усопшей” стороной.
      Съемочная группа банальностей тщательно старалась избежать и снимала драму. В самом начале драма получилась. Однако очень быстро (примерно через полчаса) выдохлась. Янковский - очень хороший актер. И он полтора часа играл практически одни и те же переживания. И сыграл. Высший класс актерского мастерства! Здесь ему, покорителю женских сердец, пришлось предстать в непривычном образе – обманутого мужа, мужчины с помятым лицом и наставленными рогами, человека, находящегося в состоянии жизненного краха. Однако, он все равно великолепен. Кстати, лицо жены за весь фильм не разу не показали. Это было непременным условием режиссера.
      По поводу неотразимой внешности своего друга Григорий Горин как-то написал (на съемках фильма “Убить дракона”):
Как Олега ни уродуй,
Нам не совладать с природой...
Зубы вставь, скриви два глаза —
Все равно красив, зараза!..
     Почему дали приз за сценарий в Сан-Себастьяне? Трудно сказать. Возможно, на этот вопрос ответил режиссер фильма Валерий Тодоровский: "Любовник" оказался там единственной нашей картиной. Для них это было событие - впервые за много лет приехал русский фильм”...
     По результатам фестиваля “Любовника” закупили многие европейские страны, а также США, Япония и Корея. У нас же картину справедливо не считают безупречной, находят массу неровностей, неточностей, да и просто драматургических ошибок. Но все отмечают абсолютное попадание: лицо героя, нежданно-негаданно потерявшего молодую жену и вдруг узнавшего, что все эти годы она принадлежала не ему, его мука, окрашенная неподражаемым черным юмором, страдание во всех его нюансах. Лицо, вытянувшее весь фильм.
      За что Олегу Янковскому и были справедливо присуждены три награды в своем отечестве. Причем совпало мнение кинокритиков и коллег-актеров. Присоединим и свое – зрительское.
      Для того, чтобы сделать это с полным основанием придется посетить кинотеатр. Внушаемость, гипнабельность в большом зале, наполненном людьми, проявляется намного сильнее, чем, скажем, дома у экрана телевизора. Это так называемое явление «взаимной суггестии». Кроме того, говорят, чем больше интеллектуальный потенциал человека, тем выше его гипнабельность. Что ж, давайте сходим в кинотеатр, проверим на себе мастерство и гипноз Олега Янковского.
 
 
Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деловая Одесса", 13.03.2003


banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!