Коктейль счастья
Все в жизни, что меня не убивает,
делает меня сильнее
Ф.Ницше
Риск – неотъемлемая часть бизнеса. Вкладывая деньги,
вы не только можете остаться без прибыли, но и вообще без денег. Это касается
любого бизнеса, и, далеко не в последнюю очередь, бизнеса на всемирном
аукционе eBay. Здесь покупателя от продавца могут отделять десятки тысяч
километров, и каждая покупка является, фактически, покупкой “кота в мешке”.
eBay-неприятности
Товар выбирается по фотографии и описанию, которое
делает сам продавец. Гарантией при этом в первую очередь является его репутация,
выраженная в количестве и качестве положительных отзывов
его предыдущих покупателей. Как показывает практика, это – не так уж мало.
Но и от продавца не все зависит. После него в дело
вступает почта с ее многочисленными пересылочными пунктами, клерками и
грузчиками…
Если вам в Украину из-за границы отправляют посылку
с аукциона, электронного магазина или вас просто хотят порадовать родственники,
всегда пишите им: “Пожалуйста, не отправляйте ни одним из видов экспресс-почты,
такими как: DHL, FedEX, TNT, UPS! Пожалуйста, только международной почтой
USPS, EMS, Air Mail, и т.д. И оценивайте не больше 200 евро. Спасибо!”
Суть проблемы в том, что в Законе Украины “О порядке
ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных
вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются)
гражданами на таможенную территорию Украины” все экспресс-перевозчики дискриминируются
по сравнению с международной почтой.
Товар, отправленный вам, например из США, через USPS
(United States Postal Service) будет доставлен вам на дом без вашего участия
и доплаты. На нем будет красоваться печать “Таможня Украины”. Тот же самый
товар, отправленный вам, например, через FedEx (Federal Express) доставит
вам немало хлопот. Сначала вам позвонит киевский представитель FedEx и
будет строгим, официальным голосом выспрашивать, ждете ли вы посылку и
что в ней. А вы будете судорожно вспоминать, какую именно посылку вы ждете
и не провинились вы таким образом в чем-то. Затем от вас потребуют принести
в местное представительство FedEx копию паспорта, идентификационного кода
и некоторую сумму денег. Сколько, сказать сложно. Сколько скажут, столько
и сдадите, иначе все будет возвращено отправителю. А лишь после этого посылка
будет принесена вам на дом курьером. Не правда ли, “удобный” способ “международной
экспресс-доставки корреспонденции и грузов”?
DHL поступает несколько честнее. Вам сообщат по телефону
сумму, которую вы должны будете доплатить курьеру наличными и, в случае
вашего согласия, доставят посылку до вашей двери.
Однако никто не будет пояснять вам причину таких
сложностей и лишних трат. Наоборот, с вами будут разговаривать несколько
свысока. Мол, попался, голубчик!
Посылка пропала!
Однако, бывают случаи и похуже – посылки просто пропадают.
Если почтового отправления нет в течение месяца после оплаты – это уже
серьезно. В этом случае нужно подавать заявление на розыск.
Однако, чтобы иметь хорошие шансы на успех, вам нужно знать номер посылки
– так называемый “tracking number”.
Имея этот номер, вы можете через сайт “Укрпочты”
www.ukrposhta.com самостоятельно проверить, поступило ли адресованное вам
почтовое отправление в Украину. Если поступило – указывайте этот факт в
заявлении на розыск, а если нет, то шансов на успех у вас меньше, но заявление
все равно подайте. Само собой разумеется, это касается только международных
почтовых отправлений, а не посылок, идущих через выше перечисленных экспресс-перевозчиков.
В то же время открывайте диспут со своим продавцом,
если вы сделали ваше приобретение на аукционe eBay. Есть такая эффективная
форма решение проблем. Вы можете сделать это, зайдя в “My eBay”, а затем
открыв раздел “Dispute console”.
Если купили что-то на eBay, то, скорее всего, вы
платили через платежную систему PayPal. Пока для нас ничего более удобного
нет. В этом случае вас сразу при открытии диспута переадресуют на сайт
PayPal. При этом вы окажетесь в выгодном положении – факт оплаты вами товара
бесспорен, а факт его получения вы отрицаете.
Открыть диспут в PayPal вы можете не позднее 45 дней
со дня оплаты. Если вы уложились в этот срок, скорее всего деньги вам вернут
– они поступят на вашу платежную карточку. Однако это произойдет не сразу.
В течение 20 дней PayPal будет наблюдать за диспутом, который вы будете
вести с вашим поставщиком. При этом нужно обязательно отвечать на все письма,
которые он вам присылает. Достаточно совсем простых ответов: “Извините,
я до сих пор не получил вашей посылки”.
Дней через 15 такого “диалога” (но не позже чем через
20) переведите диспут в разряд требований – и вскоре вы получите назад
ваши денежки.
В каком же объеме производится возврат? Это зависит
от того, что пишется в описании товара в разделе способов платежа. Там
обычно напротив строки, описывающей платеж через PayPal, пишется: “PayPal
Up to $200 in buyer protection” – “защита покупателя до 200 долларов США”.
У солидных продавцов вместо 200 стоит сумма в 2000. Обращайте внимание
на это при покупке!
Рецепт
Внимание, анализ, интуиция вообще очень необходимы
в этом мире. Без них никакое дело не сладится. Нужна еще и разумная смелость.
Нужны и полезные знания. И удача. Все это вместе – коктейль счастья. Но
он не получится, если нет всех компонентов. Пропорции у всех разные. Ищите,
смешивайте, пробуйте, угощайте. И будет вам счастье!
Оригинал статьи, опубликованной
в газете "Деньги", №6, 2007г