Колбасный фарш в почтовом ящике

     Чего только не найдешь, разбирая электронную почту. Вот один интересный образчик из недавней почты. Стиль и орфографию письма оставляю неизменными, чтобы читатель смог оценить все сам.
    “Здравствуйте, Владимир Никанорович! Переходим на запасной ящик. Бабки прибыли! 66000 евро – пробный шар, как обговаривали...
Теперь последний этап операции в сфере Вашей ответственности.  Субвенцию мы получили на местный “Валют-Транзит банк” через “Банк Леннерта” в Кельне. Всё прошло спокойно, без косяков.  Шлите, как уславливались, счёт, ФИО и реквизиты банка, куда бабки перекинем. Простите, что напоминаем, но шестёрка, что деньги получит, пусть без омману, на крючке чтоб плотно висела... Народ счас вороватый и бога не боится! Шутка это от хорошего настроения. Душа поёт! Надеемся домой скоро. За….ись второй месяц по Европам... Водки хочется, чтоб без оглядки!  Вот и всё. Преданные Вам Лев Яковлевич и Алексей Андреевич.
P.S. Влад! Для Бога, скажи Анжеле, чтоб не суетилась. Ну не могу я ей сейчас звонить, опасно – этого не объясняй, а так как-нибудь, чтоб поняла. Вернусь, за все переживания отведёт душу в магазинах. Обещаю! Леша.”
     Современные средства связи на службе у криминальных структур. Хотя, конечно, такие письма посылать в открытом виде неосмотрительно. Надо было шифровать, ведь систем кодирования имеется множество. Хотя трудно сказать наверняка: это – реальное письмо, по ошибке залетевшее не туда, или юмористическая рассылка.
Что делать с этими собаками? Рис.Александра Барабанщикова     В любом почтовом ящике со стажем есть и случайно попавшие послания, и специально зараженные вирусами письма, которые вам отправили неведомые злоумышленники и, конечно, реклама.  Предлагают приобрести, заказать, разбогатеть, выиграть, получить задаром, излечиться, похудеть, отрастить, накачать, увеличить, открыть, ликвидировать, сэкономить, вступить и т.д. и т.п. Настоящее деловое письмо становиться редкостью среди почтового хлама!
     Эта проблема уже приобрела характер стихийного бедствия и получила свое название – “спам”. История этого термина такова. В 1937 году, задолго до появления Интернета американская компания “Hormel Foods”, ни сном ни духом не ведающая о грядущих проблемах, начала выпуск под маркой “Spam” консервированного колбасного фарша. С рекламой этого продукта сильно переборщили и в результате “попали на зуб” известного телевизионного шоу “Monty Python”. О волшебная сила искусства! Артисты талантливо разыграли сценку в ресторане, основным блюдом в котором был колбасный фарш. Поедание этого не совсем ресторанного блюда проходило под музыку: без перерывов исполнялась песенка с незамысловатым текстом "Спам, спам, спам, любимый спам! Потрясающий спам!" Т.е. все было доведено до абсурда, и в результате слово стало синонимом нежелательной информации, упорно навязываемой рекламы. А тут еще два американских юриста провели первую в мире рассылку рекламы своих услуг с помощью электронной почты. Сделано это было на грани идиотизма. Они рекламировали способ получения вида на жительство в США – грин-карты, но разослали информацию только по своей стране, жителям которой, это как вы понимаете, было ни к чему. После этого слово намертво приклеилось к нежелательной электронной почте.
     Спам всегда есть, был и будет. Вы просыпаетесь – за окном щебечут птицы. Иногда они вас и будят. Вы не заказывали этих звуков, как и шелестение листьев, шум дождя и скрип платанов, сбрасывающих кору, и ранним утром обошлись бы и без них. Но таким создал мир Бог и слава Ему!
     Рев моторов автомобилей за окном, визг тормозов, гудение клаксонов – это уже спам не божественный – человеческого производства, правда, ни на кого конкретно не направленный. А вот крики зазывал у магазинов, песни тренированных попрошаек в общественном транспорте, флаера и газеты, вручаемые вам на перекрестках и в переходах – это уже направлено на вас лично. И в глаза могут заглянуть и за рукав ухватить. Этакие информационные цыгане. Неприятно, конечно, но отбиться от них можно. А как быть с могучими информационными роботами, живущими в Интернете, способными отправить миллионы писем?
     Проблема такова: сегодня вести какой-нибудь существенный, успешный бизнес без Интернета невозможно. Сейчас это уже почти тоже самое, что вести бизнес без телефона. E-mail, или, как говорят на компьютерном жаргоне, “мыло” есть у всех бизнесменов.
Однако как только ваше “мыло” становится достоянием общественности, вы автоматически превращаетесь в получателя писем с информацией, которая никакого отношения к вашему бизнесу не имеет.
     Число непрошеных писем постоянно растет и уже сейчас в среднем электронном ящике превышает число нужных. Но чтобы не потерять важное для вас письмо, вы вынуждены просматривать весь адресованный вам почтовый хлам.

Чем торгуют спамеры?

    Чего только не предлагают спамеры! Вот типичный образец:  “Хотели бы предложить Вам продукцию, которая, надеемся, Вас заинтересует. Мы являемся производителями прокладки резиновой (нашпальной и подрельсовой) для верхнего строения железнодорожных путей. Будем рады сотрудничать с Вами”.
    Нет слов – продукция очень полезная. Но ведь людей, принимающих решения о покупке нашпальных и подрельсовых прокладок, единицы на всю страну, а получить такое письмо могут и миллион человек. И получают! Вот последние расценки спамеров: 50 долларов США за миллион ДОСТАВЛЕННЫХ писем.
    И здесь же рядом: “Мягкая игрушка от производителя! Обезьянки, зайки, котики, ежики, медвежата, мышата по ценам в 3-4 раза ниже, чем в магазинах! Возможна доставка нашей курьерской службой. Звоните скорее, мы все расскажем и все покажем”.
    У вас нет среди знакомых оптового покупателя ежиков? Передайте ему скорее это сообщение, ему там таких покажут!
     Чего только не обещают в письмах: ”Доставка бесплатно: бумажные полотенца для туалетных комнат, диспенсеры для мыла и туалетной бумаги. Мировое качество!” Это уже, конечно, ближе к массовому потребителю. Да и качество мировое! Но вряд ли вы будете заказывать туалетную бумагу по “мылу”.
     Вот решение распространенной проблемы:
     “Стильный подарок ко Дню рождения! Подарите Ему автоматическую вешалку для галстуков. Чудо-вешалка позволяет разместить…” и дальше красочный рассказ о непревзойденных достоинствах автоматической вешалки. А теперь представьте себе, что вы получаете подобное послание на каждый из пяти ваших почтовых ящиков раз в неделю на протяжении полугода. Взбеситься же можно!
    Редкий комплект спама обходится без “письма счастья”: “ Само письмо находится Юорксуло (Голландия). Оно обошло  447 раз вокруг света и попало к Вам. С получением письма его надо отослать тому, кому вы желаете счастья, даже если Вы и не верите в счастье из параллельных миров. Всё зависит от Вас. Жизнь письма началась в 1254 году.” И т.д. Подобное вы, наверное, и по обычной почте получали.
     А рядом: “Незабываемый отдых в Заполярье! Экзотический тур с катанием на оленях”. И цена указывается. И номер телефона, по которому нужно позвонить, чтобы отдохнуть с чукчами.
     Все чаще спамеры в своих письмах не указывают электронный адрес рекламируемой фирмы. Ведь в ответ туда могут прийти сотни, тысячи возмущенных писем, что может отбить охоту  у рекламодателя к дальнейшему сотрудничеству со спамером. Звонков от возмущенных получателей будет на два порядка меньше, поскольку, как правило, звонить нужно в другой город или даже другую страну. Да и позвонив по телефону с намерением поскандалить, можно получить очень квалифицированный отпор. Электронная же почта не требует затрат нервной энергии.
     Основная часть русскоязычного потока спама идет из Москвы. Но вот как спамят одесситы.
     “Привет, Саша!
Я узнал, что у тебя какие-то проблемы с документами происходят. Так я могу помочь. Помнишь, мне нужно было договор исправить, ну там печать поставить и подпись дорисовать. Так я свои проблемы решил. Все печати и подписи мне сделали, и выглядят как настоящие. Решение мне мой юрист подсказал. У него есть один старый знакомый, прозвище Каллиграф. Он профессионально документы делает: подписи, печати, микроузоры. Его труды по всему городу ходят, и в арбитраже, и в судах, по таможням, и в бизнес-структурах. Он в своем роде знаменитость. Иногда, даже нерадивым школьникам и студентам аттестаты отличные рисует. В основном по Одессе работает, но иногда и для регионов рисует.
     Меня мой юрист с ним свел. Каллиграф этот, мне такие документики сделал! И работа его обошлась не так уж дорого. А результат-то на лицо, судья и не предположил, что липа это, а не договор. Дело я тогда выиграл и денежки свои получил.
     Если хочешь, обращайся, – он парень умный, ты ему расскажи, в чем твои проблемы, и он поможет. Я к нему уже некоторых людей посылал, он никогда не отказывает. Электронная почта – это единственный способ с ним познакомиться, так как на Привозе он не стоит с табличкой и в газетах рекламу не публикует. Пиши, знакомься, решай проблемы, живи счастливо.
    Давай на Ланжерон сходим на этих выходных, ты Катьку и малого возьмешь, я Таню прихвачу, а то давно уже не виделись.
    Всех благ, Коля!”
    Обратите внимание на доверительный тон, даже какую-то задушевность обращения. Это последний писк моды в спамерских рассылках. “Здравствуй, Вася. Подпишись на то-то. Привет Люсе”. Понятно, что адресовано не вам. Но вроде как друг своему другу передает информацию, не предназначенную для широкого круга...
     А вот еще один одесский пример.
     “Продам белого Гену. Гена очень чистый”. Вы думаете, это крокодил продается? Нет, здесь речь идет о “снежке”. Прямо говоря о наркотике – белом порошке под названием героин. И дети могут получить подобное послание, и взрослые, никогда не помышлявшие ни о чем подобном. А здесь только на кнопку нажми, и все доставят в точку потребления. Рискуют, конечно, спамеры-наркодиллеры, но нам ли их жалеть?

Как победить спам?

     Серьезность проблемы спама уже осознается во всем мире. Ведь увеличиваются затраты на пересылку, постоянно приходиться наращивать объем памяти почтовых серверов. Финансовые потери в мире оцениваются экспертами в десятки миллиардов долларов в год. А кто подсчитает затраты на потери в производительности труда людей, вынужденных читать спам?
     Добрались уже до самого Билла Гейтса. В открытом письме, адресованном клиентам “Microsoft”, он пишет: "Как и всякий, я ежедневно получаю тонны спама. В основном, это рекомендации, как поскорее избавиться от долгов или как быстро разбогатеть. Это смешно”. Конечно, в каких еще советах нуждается самый богатый человек в мире?!
     Гейтс сообщил о ряде мер, при помощи которых “Microsoft” надеется переломить ситуацию. В частности, уже сегодня почтовая служба MSN ежедневно блокирует 2,4 млрд электронных писем, содержащих спам.
     Послания основателя фирмы “Microsoft” своим клиентам часто знаменуют смену стратегии предприятия. Наблюдатели в инициативе Гейтса видят знак того, что “Microsoft” в проблеме спама почувствовал угрозу собственному делу. Ведь спам отвращает пользователей от Интернета и может негативно сказаться на объемах продажи персональных компьютеров.
     “Microsoft” начала судебный процесс против распространителей спама в США и Великобритании. Компания уже подала в суд 15 исков, в которых спамеры обвиняются в засорении электронной почту более чем 2 миллиардами сообщений. 13 исков приняты в американском штате Вашингтон, где недавно были приняты жесткие законы по борьбе со спамом. Еще два процесса начинаются в Великобритании.
     Недавно исследовательское подразделение корпорации “Microsoft” провело конференцию, на которой была обнародована разработка под названием “NoSpam@AnySpeed”. Система основана на известной концепции «белого списка»: пользователь составляет список адресов, с которых он желает получать письма. Отправителю, которого нет в нем, направляется не просьба подтвердить отправку письма, как это иногда делается сейчас в целях защиты от спама, а небольшая криптографическая задача, решение которой и будет отослано в качестве подтверждения. Естественно, что задачку эту будет решать не пользователь, а его компьютер. В среднем, на ее решение требуется около 10 секунд. Если отправитель не занимается массовыми рассылками, то такая дополнительная нагрузка окажется незаметной. А вот компьютеру спамера тяжеленько придется! При таком подходе мы как бы заставляем злоумышленника рассчитаться за доставку его рекламной почты ресурсами его компьютера. Ведь деньгами за пересылку почты в Интернете никто не платит. И именно в этом корень всей проблемы. Платили бы хотя бы по одному центу за письмо – не рассылали бы по миллиону штук.
     Уже сейчас можно приобрести программы, автоматически фильтрующие корреспонденцию на вашем компьютере после ее получения., например, “АнтиСпам” Касперского. Одесский провайдер “Paco” пошел еще дальше – внедрил новую услугу на своем сервере. Вы можете попросить почтового робота выбросить в мусор все, что он считает спамом, даже не пересылая ничего на ваш компьютер. Спасет ли это? Посмотрим. Роботу все не поручишь! Некоторые дела все же нужно делать лично…
     Получил как-то мужик письмо с предложением заполнить и вернуть какой-то документ. Не сильно вникая (спама-то много!), возмутился, отправил ответ: “Я не собираюсь вступать в ваше дурацкое общество. Возвращаю вашу никчемную анкету”. А это было письмо из налоговой инспекции с напоминанием необходимости своевременного представления декларации о доходах. И чистый бланк декларации приложен. Как бы чего не вышло после таких ответов!..
 
 

Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в еженедельнике "Деловая Одесса" 29.08.2003 г

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!