Новая музыка Одессы

     Одессу, слава Богу, знаменитые люди не объезжают. Актеры, режиссеры, музыканты, художники, литераторы... В интервью с ними корреспонденты очень часто включают вопросы типа: "Что вы скажете за Одессу? Нравится ли? Любите ли?" Вопросы риторические. Не будет же воспитанный человек ругать дом, куда приехал погостить. Не имеет права. На то и вопросы рассчитаны. А жаль! Ой как хотелось бы услышать от людей, делом доказавших наличие у них вкуса, "каких-нибудь тонких замечаний" об архитектуре, скульптуре, городе, нравах. Потому что мы с вами в этом материально заинтересованы. Чем привлекательнее наш город, тем больше к нам приедет туристов. Оставят здесь свои денежки, которые потекут по нашим гостиницам, магазинам, ресторанам, карманам и бюджетам.
     К неожиданному, на мой взгляд, выводу пришла организация стран-экспортеров нефти ОПЕК: нефтяной бизнес - не самый выгодный. Наиболее прибыльным занятием оказался туризм: доходы от него в мире в 2,5 раза выше, чем все совокупные доходы, получаемые от экспорта нефти. 11 стран - членов ОПЕК реализуют на мировых рынках сырую нефть на сумму 170-180 миллиардов США долларов в год. А более 650 миллионов туристов, которые посещают различные уголки земного шара, согласно статистике Всемирной туристической организации, в течение года оставляют в местах отдыха куда более значимые суммы - минимум 450 миллиардов. Для примера в отчете ОПЕК приводятся не раскрученные туристические державы, а Иран, отнюдь не являющийся популярной туристической страной: ежегодно его посещают 1,3 миллиона туристов, приносящих 700 миллионов долларов ежегодной чистой прибыли. Да что и говорить, если в соседней Болгарии в 2002 г. ожидается 1,25 млрд. долл. доходов от международного туризма?
     Конечно, туристов в город можно привлечь лишь всем миром: помыть улицы и лица, улыбку доброжелательную настроить, готовить вкусно, развлекать весело, рассказывать умно. И чтоб никаких фекалий в море! В общем, многоплановая проблема...
     Однако, в деле поворота потока туристов в наш город не последнюю роль играет его внешний облик, архитектура, скульптура. В город без истории, отраженной в музеях, мемориалах, памятниках, город, состоящий лишь из жилых бараков и производственных мощностей, туристы не поедут. И деньги свои здесь не оставят.
     Каковы же достижения одесских архитекторов и скульпторов нашего времени? Немалые, нужно заметить! Город украсило большое количество новых, не стандартных зданий и весьма интересных скульптур. Я весьма далек от мысли отметать или осуждать что-либо из сделанного. Во все вложено много средств, труда, таланта, времени. Уверен, все созданное стоило немало бессонных ночей своим творцам и заслуживает огромного уважения. Уже построенное, в муках рожденное, гораздо важнее любых словес. Но все же, все же, все же...
Самым заметным зданием и по этажности и по месту расположения является отель "Кемпински". Его, как мне кажется, к числу достижений отнести сложно. Приморский бульвар, столь любимый одесситами Дюк, Потемкинская лестница, морской вокзал. Одно из лучших мест в Одессе (на мой взгляд - лучшее). Я не согласен с теми, кто говорит, что в этом месте ничего нельзя было строить. Не бывает застывших навсегда ландшафтов. Можно и нужно, конечно. Но не в традициях же соцреализма экспериментировать в столь прекрасном месте!
     Основной зрительный образ этого тяжеловатого параллелепипеда с непропорционально маленькой башенкой со шпилем наверху составляют вертикальные ребра густо синего цвета (линии окон). При таком цветовом решении здание кажется ассиметричным со всех точек, кроме одной, находящейся правее (если смотреть на море) Потемкинской лестницы метров на 50 и где никто не останавливается... А симметрия обязательно должна быть, поскольку весь пирс со зданием морвокзала и отеля (скорее "анжанерной", чем архитектурной работы) производит впечатление огромного судна, зашедшего в порт.
     Ну и, конечно, потребовалось море вкуса, чтобы объединить бежево-коричневые тона площади перед вокзалом, его золотисто-коричнивые окна с синими окнами отеля... В общем, возникают какие угодно чувства, кроме впечатлений гармонии. И нет никакой надежды на привыкание к новому образу. Стерпится, конечно. Но не слюбится! Возможно, предстоящая реконструкция морвокзала поправит положение.
     С другой стороны (т.е. со стороны моря) отель выглядит лучше (особенно ночью...), встречает суда и их пассажиров огнями, является яркой, запоминающейся доминантой. Нельзя сказать, правда, что при этом проявлено достаточно уважения к храму святого Николая, скромно стоящему на краю причала. Но, видимо, решались другие задачи. Так, например, из отеля открывается во все стороны чудесный вид. Однако, все же,  людей, наблюдающих это здание с берега по крайней мере в тысячу раз больше...
     С третьей стороны городу, мечтающему о туристах,  гостиница такого класса обязательно нужна. Вот только туристы, прибывающие на круизных судах, на них и живут. А захочет ли путешественник, прилетевший на самолете, жить в море - еще вопрос.
     Раз речь зашла о морвокзале, то невозможно не упомянуть о весьма спорном монументе "Золотое дитя" Эрнста Неизвестного. Ребенок, рождающийся из яйца прямо на солнцепеке городского асфальта, производит отнюдь не благостное впечатление, как это следует из названия. Этому мальчику: "Ты - мой золотой!", - не скажешь. Здесь, мне кажется, проявилось лукавство знаменитого скульптора. Название, вызывающее только положительные эмоции, очень часто фигурировало в прессе и быстро создало проектируемому монументу позитивный имидж. Под стать этому было и первоначальное место для установки - тихий, камерный, сильно отличающийся от близлежащих улиц,  Александровский проспект.
     Когда же памятник появился на площади перед морвокзалом, у меня, например, он вызвал эстетический шок. Что ж, неплохо для начала. Настоящее произведение искусства так и должно поступать со своими будущими поклонниками.
     Мне кажется, это памятник времени, памятник нарождающемуся в народных муках капитализму. Этого мальчика не назовешь красавчиком. Мало того, от него исходит некая угроза. Вот только глаза откроет, выйдет из своего яйца-автомобиля (да, да, обратите внимание, у этого дитяти поза выходящего с переднего сидения дорогого низкосидящего авто...), и возьмется за дело.
     И действительно, мальчик оказался не очень воспитанный, но весьма хваткий. О, Эрнст Неизвестный, проживший к тому времени немало в Нью-Йорке, знал, что он лепил! А мы еще не вполне...
    Я вижу в этом памятнике и насмешку над нами знаменитого скульптора, и самооправдание за то, что он не с нами, и уже сбывшееся пророчество. Место, доставшееся этому, не малых размеров монументу, мне кажется идеально ему подходящим. Открытая площадь, вокруг ни одного деревца, портовые инженерные конструкции - все это, как мне кажется, работает на идею памятника. Полюбит ли его наш город (пока с этим, вроде, не очень), останется ли таким же название - покажет время. Мне кажется, одесситы, со свойственным им юмором, выдумают мальчику другое имя*, более соответствующее ситуации. И он станет нашим.
     А вот кто у нас действительно золотой, так это ангел на угловом эркере Центра реабилитации детей-инвалидов на улице Пушкинской. Скульптор Михаил Рева постарался. На прекрасно отремонтированном здании, фактически получившем совсем новый облик, живет теперь Золотой Ангел. И правильно. Должен же быть у детей ангел-хранитель!
     Эрнст Неизвестный, кстати, причастен и к этой достопримечательности Одессы. Он подарил ангелу его золотые одежды.
     Дальше по Пушкинской расположено здание Одесского центрального отделения Проминвестбанка, ставшее ее солидным и дорогим украшением. Внешне - это своего рода финансовая церковь, выполненная скорее в западном, католическом стиле. Придут ли в нее "помолиться" туристы со своими денежками, не знаю. Но архитектурные достоинства про себя отметят. Стиль этого здания я бы обозначил, "современность под старину". Что ж, оно удачно вписалось, на мой взгляд, в любимую одесситами, очень своеобразную улицу.
     Если пройти еще дальше по Пушкинской, то мы обязательно встретим самого Александра Сергеевича. Это очень удачное, теплое творение тезки великого поэта - скульптора Александра Токарева. Одессе очень нужен был именно такой Пушкин: близкий, стоящий совсем рядом с нами. Задумался на секунду, сочиняя очередные строфы, перед походом в ресторацию Цезаря Отона: привезли устриц "от цареградских берегов". Поэзия рождается как бы в нашем присутствии. А канонический бронзовый бюст, поставленный "благодарными гражданами Одессы" еще в позапрошлом веке, у нас уже есть. И мы его любим, и туристы не обходят. Еще бы, это - самый старый памятник Одессы, самому, наверное, знаменитому ее гостю.
     Рядом теперь находится памятник еще и пушкинскому дубу. Т.е., в прямом смысле дереву - современнику поэта. Останки павшего от возраста дуба теперь находятся под крышей с колоннами. Естественно, цепь имеется на дубе том. Не золотая, - якорная. Одесса все-таки. Слава Богу, уже убраны надписи, связывающие этот памятник с 10-летием независимости Украины. Уж больно "толстые" ассоциации напрашивались... Для окончательной разрядки ситуации, мне кажется, этому сооружению нужно придать живого кота. Да, да, одесской мэрии взять в штат кота и прикармливать его возле пушкинского дуба. Почему в штате Букингемского дворца может быть кот, а в штате нашего городского совета - нет? Любителей братьев наших меньших у нас хватает, кому шефствовать над котом нашлось бы. В результате, уверен, эта история обошла бы прессу всего мира, а посмотреть на кормление "ученого" кота собиралось бы пол Одессы. Надо поддерживать реноме столицы юмора, это дело - экономически выгодное.
Здесь же невдалеке, в самом начале Дерибасовской улицы скромно стоит первостроитель Одессы Иосиф де Рибас работы Александра Князика. К сожалению, этот уголок не является пока особо посещаемым. Некоторые даже не считают эту часть улицы Дерибасовской. Думаю, это - временное явление, связанное с проблемой всей улицы.  Поистине многолюдным культурным центром она становится не слишком часто - только в дни одесских праздников. Запрет движения транспорта по ней, возможно, даже затормозил ее развитие.
     Итак, Де Рибас, или, как у нас часто пишут, Дерибас, стоит с лопатой и, видимо, планом Одессы. Некоторых шокирует лопата в руках адмирала. Но, во-первых, он явно не собирается ею ничего копать в своих кавалерийских ботфортах, а лишь непринужденно  опирается на нее. Во-вторых, весь памятник носит условный, на мой взгляд, юмористический характер, весьма подходящий духу нашей знаменитой улицы. Стоит себе вовсе не величественный, "наш человек" Дерибас и проверяет, все ли правильно мы построили. Ему бы очень пошло принимать парады на наших юморинах. И пьедестал его невысок, и подножие сделано из простого булыжника одесских мостовых. Удача сопутствовала здесь и скульптору, и архитектору Владимиру Глазырину во всем, кроме выбора места. Где-то в середине Дерибасовской памятнику было бы уютнее. Хотя, повторяю, возможно, время все исправит. Да и места в Горсаду уже заняты.
Там, рядом с двумя старыми львами живут теперь Леонид Утесов и Сергей Уточкин (скульптор А.Токарев). Они, как и новый Пушкин, без пьедесталов, что способствует общению с ними накоротке. Памятник Утесову выполнен в соответствии с широко распространенной западной традиции, как место для фотографирования. И хотя великий артист изображен не в лучшем своем творческом возрасте, не очень благоволит к подсевшему к нему на скамейку, место рядом с ним постоянно занято. Проверьте - скамейка отполирована!
     Если уж говорить без обиняков, что где отполировано, то следует сказать и о монументе того же скульптора "Похищение Европы" на 9-й станции Большого фонтана. Бессмертная и беспроигрышная тема! Контраст между мощным быком и хрупкой женской фигурой всегда делает свое прекрасное дело.
     Скульпторы, зная в какой агрессивной среде будут находиться их произведения, стараются выполнить все так, чтобы ничего нельзя отбить и отпилить. И все в порядке с этим монументом. Только некоторая часть тела быка, о которой напрямую говорить не вполне прилично, натерта до блеска проходящими мимо почитателями. В соответствии с этим и весь комплекс получил у одесситов другое название. Что ж, хорошо, когда у памятника появляется своя биография...
     Но вернемся на Дерибасовскую. Сергей Уточкин, неприметно стоящий на лестнице кинотеатра его имени, изображен с бумажным самолетиком... Человек сильный, бесшабашный, жесткий спортсмен-велогонщик, известный лихач, один из первых воздухоплавателей, авиаторов, везде и во всем ищущий пределы риска. Но, конечно, и неисправимый романтик. С ним тоже часто фотографируются. Что ж, далеко не у каждого среди знакомых есть такой знаменитый человек!
     В другом конце Горсада стоит стул мастера Гамбса, который также не пропускают туристы с фотоаппаратами. Но как же ему не хватает тех, кому он был больше всех необходим: Остапа или Кисы!
      Повернув с Дерибасовской на Александровский проспект, мы вскоре придем к мемориалу памяти сотрудников органов внутренних дел Одесской области, погибших при защите жизни граждан и в борьбе с преступностью (скульптор А.Князик, архитектор В.Глазырин). Памятник строгий и официальный, находящийся под круглосуточной охраной. Печаль от него усиливается мемориальными досками с фамилиями погибших, расположенными по периметру фонтана. Сам фонтан включается лишь изредка в торжественных случаях. А жаль, ведь журчащая вода и подчеркивает тему неизбывного горя и, все же, помогает переносить его.
     Пройдя чуть далее попадаем к памятнику атаману Антону Головатому (скульптор А.Токарев, архитектор В.Чепелев). Большая конная статуя и думающий тяжкую думу атаман. Вспомните, - после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 года, по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Другая часть запорожцев пошла на земли между Бугом и Днестром и приняла присягу, согласно которой войско обязывалось служить "турецкому двору верно и непременно".
     Ясно, что запорожцы, оставшиеся на службе России и перешедшие служить Турции, оказались по разные линии фронта. Есть о чем подумать атаману Головатому! Он фактически прямо при нас размышляет над основным вопросом украинской политики и истории, не решенным по сей день: "С кем быть?" Разве этому не стоит поставить памятник? Стоит, конечно. Вот только, зачем такую площадь занимать под пьедестал? Ведь там чуть ли не сотню казацкую можно разместить.
      Этот памятник, как и другие скульптора А.Токарева выполнены в реалистической манере. Мощный и широкий пьедестал-площадка все же разрешает подходить к монументу совсем близко, помогая лучше все рассмотреть и точнее почувствовать весь драматизм ситуации.
     Не менее трагическому событию посвящен памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, расположенный невдалеке (А.Князик, В.Глазырин). Черному сатанинскому столбу, уносящему, обугленную, облученную фигуру героя-ликвидатора, голыми руками держащего расщепленный атом, здесь удачно противопоставлена  белокаменная часовня святого Феодосия Черниговского. Все вместе это представляет собой законченный ансамбль, символизирующий вечную борьбу добра и зла, производит сильное впечатление.
     Вот только, мне кажется, не стоило писать "одесситам - чернобыльцам". Перед смертью все равны, все люди всех городов и всех стран. Так же как не стоило писать на памятнике погибшим морякам в парке им.Т.Г.Шевченко "морякам черноморского пароходства". Всем - братская могила в море. Всем - память!
     В этом же парке появился еще один монумент (скульптор Николай Степанов).  Памятник изображает вернувшегося с необъявленной афганской войны молодого, но уже очень много повидавшего, опытного солдата, сидящего на земле в раздумьях и воспоминаниях. Очень сильное впечатление оставляет эта огромная фигура. Посмотрите обязательно, кто еще не видел этот памятник. Запомнится навсегда!
Я рассказал лишь о части произведений, достойных внимания. А есть еще и великолепный дом в Сабанском переулке, воссозданный с учетом ранее стоявшего здесь здания по проекту Бернардаци, не ординарные жилые дома на проспекте Шевченко, в переулке Дунаева, в Лермонтовском переулке. Спорный, но так необходимый нам памятник героям-подводникам и самому знаменитому из них А.Маринеско, мемориал на 411-й батарее и другие. Гуляющего по городу одессита сейчас за любым углом может ждать архитектурный сюрприз. К счастью, постепенно отходит традиция ставить высокие глухие заборы у частных особнячков. А некоторые из них представляют собой настоящие произведение искусства!
      Как видите, одесские зодчие не только не теряли времени даром, а смогли наверстать по части красоты многое из упущенного за время  столь длительного застоя. Не знаю, спасет ли красота мир, но вот бюджет курортного города может спасти. Если, конечно, всем миром подключимся. Ведь каждая, оставленная, на песке пляжа обертка от мороженного, каждая выброшенная из окна автомобиля пустая пачка из-под сигарет - это минус один гость Одессы. Давайте лучше новые достопримечательности создавать, туристические фирмы и всю необходимую инфраструктуру! Это экологически чисто и улучшает характер "граждан Одессы", несколько подпорченный "квартирным" и другими вопросами...
      Есть такая чудесная метафора: архитектура - это застывшая музыка. Наш оперный театр, оставленный нам предками, удивительная иллюстрация этого. Неспроста он входит в обязательную программу посещения для иностранных гостей. Здесь есть чем порадовать и глаз, и ухо, и душу. Но вам приходилось, наверное, слышать: у одного дирижера деревенский оркестр играет, как симфонический, а у другого - симфонический, как деревенский. Одессу не устроит ни первый, ни второй вариант. Здесь все есть для третьего. Только - чуть больше внимания к слушателям...

*P.S. Вообще-то у памятника "Золотое дитя" есть уже одно прозвище - "Киндер-сюрприз", показывающее теперешнее, не вполне уважительное отношение одесситов к этому персонажу, но, думаю, будут и другие - повеселее.

Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деловая Одесса", 19.07.2002


banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!