Одна строка
в сообщении информационного агентства: “Лидером партии “Регионы Украины”
избран Виктор Янукович, а председателем политического совета – Николай
Азаров”. Что она может сказать человеку, не слишком обремененному знанием
политического олимпа Украины? Почти ничего. Ну, избрали и избрали. Зачем
это нужно премьер-министру? Ведь он – и так уже лидер. Да не чего-нибудь,
а самого правительства!
Однако, избирателю, чуть более внимательному к политическим событиям в
Украине, эта короткая строчка скажет о многом. Во-первых, о том, что состоялся
съезд партии. Конечно, ведь решения такого масштаба принимаются только
на съездах. А это - событие, как мы знаем, не частое и не ординарное. Во-вторых,
привлекает пристальное внимание значительный рост политического веса партии.
Еще бы - в ее руководстве теперь два таких политических тяжеловеса!
Виктор Федорович Янукович – “большой Дон”, как его иногда называют в Донецке
и Донецкой области, губернатором которой он был перед утверждением в должности
премьер-министра Украины – фигура из самых значительных. Авторитет его
(или, как сейчас принято говорить, рейтинг), непрерывно растет. При утверждении
его Верховной Радой в ноябре прошлого года за него проголосовало 234 депутат
- чуть больше простого большинства (450/2+1=226 голосов). А вот при голосовании
программы правительства в апреле нынешнего он уже получил в поддержку 335
голосов – больше конституционного большинства, составляющего, как известно,
301 голос.
Не меньшего
масштаба и личность Николая Азарова - создателя налоговой службы
Украины. Сейчас он – первый вице-премьер. При том - весьма успешный вице-премьер.
Президент Украины Леонид Кучма назвал приход Николая Азарова на этот новый
для него пост "попаданием в десятку". Но и это еще не все. "Министерство
финансов Украины должно быть подчинено ему точно так, как таможня и налоговая”?
– сказал еще президент. Представляете уровень влияния?
И вот два политических деятеля такого высокого уровня избираются руководителями
одной партии. Такое избрание является и ответом тем, кто говорил о различии
взглядов Виктора Януковича и Николая Азарова на ряд бюджетных и налоговых
вопросов при формировании правительства. Как известно, донецкий регион
лидирует по количеству созданных свободных экономических зон и территорий
приоритетного развития. При этом Виктор Янукович заявил о намерении распространить
донецкие наработки в налоговой сфере на всю Украину. ГНАУ же неоднократно
заявляла, что льготы снижают поступления в госбюджет, лишь в минимальной
степени выполняя возложенную на них задачу - привлечение инвестиций. Но,
как видите, никаких противоречий это не породило – работают бок о бок два
политических тяжеловеса не только в одном правительстве, но и в одной партии.
Партия “Регионы Украины” и до сих пор была большой силой: 560 тысяч членов,
два депутатских объединения в Верховной Раде: фракция “Регионы Украины”
и депутатская группа “Европейский выбор” - 63 народных депутата.
Теперь с приходом руководителей действующего правительства в руководство
партии можно сказать, что она стала локомотивом украинской политики.
Правда, это - не единственный локомотив. Другие партии от этой роли отказываться
не собираются. Украинская политика - многовекторная, если не сказать многоВикторная
(Янукович, Ющенко, Медведчук...) система.
Кроме того, самый важный вопрос, - как сделать, чтобы ездил этот локомотив,
возил полезные грузы. Чтобы не на пьедестале стоял, а работал. Чтобы не
сталкивался с другими. Может быть, для этого придется построить новые магистрали?
Несомненно, избрав в руководство премьер-министра и первого вице-премьера,
партия взяла на себя ответственность за выполнение программы правительства,
и делает серьезную заявку на участие в президентских выборах. Однако, все
понимают: дело отнюдь еще не “в шляпе”! Само собой ничего не делается.
Кто будет почивать на лаврах – окажется в луже…
Под построением новых магистралей, конечно, прежде всего имеется в виду
конституционная реформа. Новый избирательный закон – это и есть новые магистрали,
по которым поедут политические дрезины, паровозы, тепловозы и электровозы.
Выборы приближаются стремительно. В том, что конституционная реформа нужна,
не сомневается ни одна серьезная политическая сила. Но взгляды на нее сильно
отличаются. Сейчас в секретариате Верховной Рады зарегистрировано пять
законопроектов. Процедура внесения изменений в Основной Закон обязывает
Конституционный суд дать заключение по каждому такому проекту. Председатель
Конституционного суда Украины Николай Селивон обещает содействовать оперативному
рассмотрению вопросов. Однако после каждого изменения требуется новое заключение
суда. В итоге дело, как ни крути, двигается не очень скоро.
Кроме того, Президент Леонид Кучма предлагает провести международную экспертизу
законопроектов в Венецианской комиссии Совета Европы. Как говорится, на
всякий случай, чтобы предотвратить даже небольшую вероятность конфронтации
с Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
Сложности
большие! А пока ведь речь идет о работе вне сессионного зала. А потом еще
обсуждение на сессии, горячие дискуссии. Первое, второе чтение… А практика
показывает: мало что вызывает дискуссии такого высокого накала, как изменения
законов, касающихся выборов.
Трудно
представить себе, как можно решать такие сложные вопросы среди 450 депутатов,
каждый из которых, попав в парламент на деле доказал свою большую силу.
Организационную, финансовую, силу личности, характера, наконец. Поди, попробуй,
убеди их!
Однако,
есть методы решения и этих вопросов. Для этого, в частности, и существуют
партии, фракции. Слово “партия” достаточно скомпрометировано и нашей советской
жизнью и прессой, кстати. А придумайте что-нибудь другое! Что ни изобретайте,
как не называйте “блок”, “коалиция”, “союз” – все равно партия по сути
получится – объединение людей с общей политической целью и примерно одинаковым
пониманием путей ее достижения. Объединяться все равно придется! Идти при
этом на компромиссы. Полных, абсолютных, клонированных единомышленников
вы нигде не найдете. А одиночка если где-то и может что-то решить, то не
в парламенте – точно! Вот есть же депутаты, которые избирались не по партийным
спискам, а по мажоритарному округу. “Cамотужки” – есть такое хорошее украинское
слово. Хотя и оно не точно. Тех кого избрали, поддерживали, на самом деле,
много людей и организаций. Иначе им бы не выдержать такой высокий конкурс.
И что делают такие депутаты, только придя в парламент? Немедленно входят
во фракцию, где имеется наибольшее число моих единомышленников. За
редким исключением. Есть в парламенте небольшая группа “внефракционных”
депутатов.
Сам по себе депутат просто физически не может работать! Ведь рассматриваемые
законы регулируют все сферы деятельности: от недр до воздушного пространства.
Там есть тонкие технические нюансы. Не может один депутат быть докой во
всех вопросах. А партия, фракция – может! Вот и помогают друг другу, договариваются
о солидарном голосовании. Так и живет парламент.
Партия регионов поддерживает проект Президента в полном объеме. В пакете,
если хотите.
К чему приведут выборы в однопалатный парламент только по партийным спискам?
К тому, что в высшем законодательном органе страны будут собираться главным
образом столичные - киевские депутаты, приближенные к политическим тусовкам.
И законы неизбежно начнут давать еще больший крен в сторону столицы в ущерб
другим регионам, которые, как вы знаете, еще не процветают. Это, мягко
говоря.
Несмотря на все усилия, не исключено все же, что к компромиссу в парламенте
по вопросам конституционной реформы прийти не удастся. Дело в том, что
векторы сил приложены не в одном направлении... Кроме того, Президент говорит,
что конституционную реформу каждый примеряет на себя, как пиджак. А надо
бы на государство примерять.
Это действительно так. Но тут ничего и не сделаешь. Каждая политическая
сила просчитывает политические последствия, прежде всего связанные с ближайшими
президентскими и, конечно, парламентскими выборами. Тут, как говориться,
не грех примерять, лишь бы в итоге пиджак пришелся по размеру. А то, не
дай Бог, не по росту окажется - велик будет. Как в таком на люди показаться?
А как работать? Или мал будет, – тогда вообще лопнет!
Ну а референдум все же мало вероятен. Есть решение Конституционного суда,
согласно которому только Верховная Рада определяет, проводить конституционную
реформу или нет. Да и был уже один референдум. А “имплементации”, как у
нас говорят, т.е. претворения в жизнь его решений пока так и не произошло.
Это - прерогатива Верховной Рады.
Но, с другой стороны, я бы вот на что обратил внимание. Экономика Украины
работает “с плюсом”. Есть основания полагать, что эти тенденции еще и усилятся.
А рост экономики – это объективный фактор, оказывающий мощнейшее влияние
на все общество. Это помогает партии власти в решении задач и затрудняет
действия оппозиции. Так что тенденции просматриваются…
Похоже, партия регионов - политический электровоз. Не паровоз. И не дрезина,
тем более!