Новые магистрали для политических локомотивов

     Одна строка в сообщении информационного агентства: “Лидером партии “Регионы Украины” избран Виктор Янукович, а председателем политического совета – Николай Азаров”. Что она может сказать человеку, не слишком обремененному знанием политического олимпа Украины? Почти ничего. Ну, избрали и избрали. Зачем это нужно премьер-министру? Ведь он – и так уже лидер. Да не чего-нибудь, а самого правительства!
      Однако, избирателю, чуть более внимательному к политическим событиям в Украине, эта короткая строчка скажет о многом. Во-первых, о том, что состоялся съезд партии. Конечно, ведь решения такого масштаба принимаются только на съездах. А это - событие, как мы знаем, не частое и не ординарное. Во-вторых, привлекает пристальное внимание значительный рост политического веса партии. Еще бы - в ее руководстве теперь два таких политических тяжеловеса!
Виктор Янукович - премьер-министр Украины - лидер партии регионов      Виктор Федорович Янукович – “большой Дон”, как его иногда называют в Донецке и Донецкой области, губернатором которой он был перед утверждением в должности премьер-министра Украины – фигура из самых значительных. Авторитет его (или, как сейчас принято говорить, рейтинг), непрерывно растет. При утверждении его Верховной Радой в ноябре прошлого года за него проголосовало 234 депутат - чуть больше простого большинства (450/2+1=226 голосов). А вот при голосовании программы правительства в апреле нынешнего он уже получил в поддержку 335 голосов – больше конституционного большинства, составляющего, как известно,  301 голос.
     Не меньшего масштаба и личность Николая Азарова - создателя  налоговой службы Украины. Сейчас он – первый вице-премьер. При том - весьма успешный вице-премьер. Президент Украины Леонид Кучма назвал приход Николая Азарова на этот новый для него пост "попаданием в десятку". Но и это еще не все. "Министерство финансов Украины должно быть подчинено ему точно так, как таможня и налоговая”? – сказал еще президент. Представляете уровень влияния?
      И вот два политических деятеля такого высокого уровня избираются руководителями одной партии. Такое избрание является и ответом тем, кто говорил о различии взглядов Виктора Януковича и Николая Азарова на ряд бюджетных и налоговых вопросов при формировании правительства. Как известно, донецкий регион лидирует по количеству созданных свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. При этом Виктор Янукович заявил о намерении распространить донецкие наработки в налоговой сфере на всю Украину. ГНАУ же неоднократно заявляла, что льготы снижают поступления в госбюджет, лишь в минимальной степени выполняя возложенную на них задачу - привлечение инвестиций. Но, как видите, никаких противоречий это не породило – работают бок о бок два политических тяжеловеса не только в одном правительстве, но и в одной партии.
      Партия “Регионы Украины” и до сих пор была большой силой: 560 тысяч членов, два депутатских объединения в Верховной Раде: фракция “Регионы Украины” и депутатская группа “Европейский выбор” - 63 народных депутата.  Теперь с приходом руководителей действующего правительства в руководство партии можно сказать, что она стала локомотивом украинской политики.
      Правда, это - не единственный локомотив. Другие партии от этой роли отказываться не собираются. Украинская политика - многовекторная, если не сказать многоВикторная (Янукович, Ющенко, Медведчук...) система.
      Кроме того, самый важный вопрос, - как сделать, чтобы ездил этот локомотив, возил полезные грузы. Чтобы не на пьедестале стоял, а работал. Чтобы не сталкивался с другими. Может быть, для этого придется построить новые магистрали?
      Несомненно, избрав в руководство премьер-министра и первого вице-премьера, партия взяла на себя ответственность за выполнение программы правительства, и делает серьезную заявку на участие в президентских выборах. Однако, все понимают: дело отнюдь еще не “в шляпе”! Само собой ничего не делается. Кто будет почивать на лаврах – окажется в луже…      Под построением новых магистралей, конечно, прежде всего имеется в виду конституционная реформа. Новый избирательный закон – это и есть новые магистрали, по которым поедут политические дрезины, паровозы, тепловозы и электровозы. Выборы приближаются стремительно. В том, что конституционная реформа нужна, не сомневается ни одна серьезная политическая сила. Но взгляды на нее сильно отличаются. Сейчас в секретариате Верховной Рады зарегистрировано пять законопроектов. Процедура внесения изменений в Основной Закон обязывает Конституционный суд дать заключение по каждому такому проекту. Председатель Конституционного суда Украины Николай Селивон обещает содействовать оперативному рассмотрению вопросов. Однако после каждого изменения требуется новое заключение суда. В итоге дело, как ни крути, двигается не очень скоро.
      Кроме того, Президент Леонид Кучма предлагает провести международную экспертизу законопроектов в Венецианской комиссии Совета Европы. Как говорится, на всякий случай, чтобы предотвратить даже небольшую вероятность конфронтации с Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
     Сложности большие! А пока ведь речь идет о работе вне сессионного зала. А потом еще обсуждение на сессии, горячие дискуссии. Первое, второе чтение… А практика показывает: мало что вызывает дискуссии такого высокого накала, как изменения законов, касающихся выборов.
     Трудно представить себе, как можно решать такие сложные вопросы среди 450 депутатов, каждый из которых, попав в парламент на деле доказал свою большую силу. Организационную, финансовую, силу личности, характера, наконец. Поди, попробуй, убеди их!
     Однако, есть методы решения и этих вопросов. Для этого, в частности, и существуют партии, фракции. Слово “партия” достаточно скомпрометировано и нашей советской жизнью и прессой, кстати. А придумайте что-нибудь другое! Что ни изобретайте, как не называйте “блок”, “коалиция”, “союз” – все равно партия по сути получится – объединение людей с общей политической целью и примерно одинаковым пониманием путей ее достижения. Объединяться все равно придется! Идти при этом на компромиссы. Полных, абсолютных, клонированных единомышленников вы нигде не найдете. А одиночка если где-то и может что-то решить, то не в парламенте – точно! Вот есть же депутаты, которые избирались не по партийным спискам, а по мажоритарному округу. “Cамотужки” – есть такое хорошее украинское слово. Хотя и оно не точно. Тех кого избрали, поддерживали, на самом деле, много людей и организаций. Иначе им бы не выдержать такой высокий конкурс. И что делают такие депутаты, только придя в парламент? Немедленно входят во  фракцию, где имеется наибольшее число моих единомышленников. За редким исключением. Есть в парламенте небольшая группа “внефракционных” депутатов.
      Сам по себе депутат просто физически не может работать! Ведь рассматриваемые законы регулируют все сферы деятельности: от недр до воздушного пространства. Там есть тонкие технические нюансы. Не может один депутат быть докой во всех вопросах. А партия, фракция – может! Вот и помогают друг другу, договариваются о солидарном голосовании. Так и живет парламент.
      Партия регионов поддерживает проект Президента в полном объеме. В пакете, если хотите.
      К чему приведут выборы в однопалатный парламент только по партийным спискам? К тому, что в высшем законодательном органе страны будут собираться главным образом столичные - киевские депутаты, приближенные к политическим тусовкам. И законы неизбежно начнут давать еще больший крен в сторону столицы в ущерб другим регионам, которые, как вы знаете, еще не процветают. Это, мягко говоря.
      Несмотря на все усилия, не исключено все же, что к компромиссу в парламенте по вопросам конституционной реформы прийти не удастся. Дело в том, что векторы сил приложены не в одном направлении... Кроме того, Президент говорит, что конституционную реформу каждый примеряет на себя, как пиджак. А надо бы на государство примерять.
      Это действительно так. Но тут ничего и не сделаешь. Каждая политическая сила просчитывает политические последствия, прежде всего связанные с ближайшими президентскими и, конечно, парламентскими выборами. Тут, как говориться, не грех примерять, лишь бы в итоге пиджак пришелся по размеру. А то, не дай Бог, не по росту окажется - велик будет. Как в таком на люди показаться? А как работать? Или мал будет, – тогда вообще лопнет!
      Ну а референдум все же мало вероятен. Есть решение Конституционного суда, согласно которому только Верховная Рада определяет, проводить конституционную реформу или нет. Да и был уже один референдум. А “имплементации”, как у нас говорят, т.е. претворения в жизнь его решений пока так и не произошло. Это - прерогатива Верховной Рады.
      Но, с другой стороны, я бы вот на что обратил внимание. Экономика Украины работает “с плюсом”. Есть основания полагать, что эти тенденции еще и усилятся. А рост экономики – это объективный фактор, оказывающий мощнейшее влияние на все общество. Это помогает партии власти в решении задач и затрудняет действия оппозиции. Так что тенденции просматриваются…
      Похоже, партия регионов - политический электровоз. Не паровоз. И не дрезина, тем более!
 
 

Виктор Романовский
 21.04.2003 г

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!