Подмастерья природыРабота Владимира Майстренко

     Вы никогда не были на какой-нибудь выставке в последний день ее работы? Ближе к концу дня? Посетители еще бродят, а усталые участники, фактически уже подведя итоги, досиживают в ожидании не очень приятного процесса разборки экспозиции.
     Подходишь к кому-то с вопросом – и у него на мгновение вспыхивают глаза (вдруг это – последний оптовый покупатель?). Но они тут же гаснут, когда становится ясно, что вас интересует только один-единственный экземпляр.
     Уверяю вас, разница с первым днем, когда все с праздничным настроением, в нарядной, неизмятой одежде, с непомятыми лицами, огромная. Наблюдал я это уже не раз, но вот случилось опять и на выставке “Ваш дом Одесса 2003”.
     Экспонатов тьма: от унитазов до настоящих произведений искусства! Без всего этого уютный дом не обойдется. Экономика разогревается - строительство оживляется. Да тут еще иностранная валюта закачалась. Куда вкладывать? В недвижимость! Авось не сгорит. Вкладывают, кому на что хватает. Кому – на плитку в ванной, кому – на особняк четырехэтажный. Каждому по способностям…
     Но не хочется в этот раз размусоливать о надоевших уже всем “бронированных дверях” и “пластиковых окнах”. О дву- и односкатных крышах, установках по производству пенопласта и т.п.
     Я хочу вам рассказать о нескольких прекрасных вещах из мира искусства, которые мне удалось увидеть здесь.
       Вам, наверное, приходилось встречать в домах деревянные африканские маски, статуэтки?  Несмотря на некоторую чужеродность нашей культуре, они добавляют дому эмоциональнее тепло, и, как говорят, изгоняют злых африканских духов. Правда, я всегда думал: откуда здесь возьмутся злые духи Африки? Разве что с этими масками и приедут? И что им здесь делать в такой холод, если даже нам живется неуютно?
Артур Пилипенко     У нас, к сожалению, своя нечистая сила водится в изобилии. Верующие люди защищаются иконами, прочими религиозными атрибутами, а те, кто на пути к вере – масками, тотемами, талисманами… Кто как чувствует.
     Блуждая по выставке, я набрел на место, где все время толпился народ. Здесь была экспозиция  “Студии экологического арт-дизайна”. Мое внимание привлекли загадочные деревянные рыбы, выполненные в виде картин, два одухотворенных старца в профиль из цельного куска дерева, созданные природой с минимальным вмешательством мастера.
     Как рассказал директор студии Артур Пилипенко, это - работы севастопольского художника Владимира Мещерякова. Один из старцев сделан из “бесстыдницы”… Так в народе называют земляничник мелкоплодный. Другой – из красного реликтового можжевельника. “Сухого, тысячелетнего”, - как пояснил Артур Алексеевич. Т.е. никто дерево специально не пилит для создания этих великолепных работ.
Галина Крыжановская, Одесса-мама     Вы никогда не задумывались: все деревянные вещи в нашем доме изготовлены из когда-то живых деревьев. Что принесли мы в наш дом, установив шикарный дубовый стол, который несколько месяцев назад был живым деревом? Какую энергию излучает этот стол, за которым мы думаем, едим, на который склоняем голову?
     Вот поэтому-то, на всякий случай, деревянные изделия эко-арт-дизайна и выполнены из высохшего дерева. Из дерева, которое не убивали…
     Здесь же были представлены сюрреалистические работы художника-коллажиста Людмилы Медведевой-Пилипенко. В ее композициях использованы натуральные материалы: кожа, редкие крымские породы дерева, морские раковины, камни-самоцветы. Долго можно вглядываться в эти картины, угадывая в смешении линий, цветов и материалов все новые и новые образы.
     Все это – авторские работы, выполненные в одном-единственном экземпляре. Повторение невозможно.
     Человек начал обрабатывать дерево еще в каменном веке. А вот ткать гобелены стал значительно позже. Хотя уже в Древней Греции стены государственных зданий были увешаны гобеленами.
      Нельзя было пройти мимо них и на выставке. Прекрасные работы теплых, пастельных тонов завораживали. Глаз скользил за каждой цветной ниткой и не хотел видеть расположенную рядом прозу жизни.
Галина Крыжановская, фрагмент гобелена     Это была экспозиция артсалона “Гобелен”. Великолепные работы Галины Крыжановской “Одесса-мама”, “Музыканты” подолгу задерживали посетителей. Видимо, каждый из них мысленно примерял их к своей квартире. Нечего и думать. Нужно покупать! Ведь гобелен очень демократичен, органично вписывается в любую обстановку. Он уживется рядом и с антикварной мебелью, и с новыми стеклянными изысками. Вот хоть бы с продукцией фирмы “Эргомебель”.
     Это тоже одна из экспозиций, у которой невольно останавливаешься. Красивые вещи, расставленные по своим местам с большим вкусом. Приветливые сотрудники, красиво сделанный рекламный буклет. Мебель, созданная по законам эргономики с любовью к человеку. Для дома, для офиса, для души.
     Как оказалось в дальнейшем, эта неординарная экспозиция понравилась не только мне. Фирма “Эргомебель” стала победителем конкурса  “Хрустальная лестница” в номинации “за самый привлекательный стенд”. Об этом свидетельствовал очень симпатичный приз, который встречал посетителей, подходивших полюбоваться оригинальными изделиями. Теперь он останется в фирме навсегда и будет стимулом при покорении новых дизайнерских вершин. Хотя, конечно, окончательное слово скажет рынок. Ведь это все создано не только для удовлетворения эстетических потребностей авторов, а, главным образом, для продажи.
     Рынок – жестокий и совершенно бездушный экономический механизм. Он не всегда по справедливости оценивает творческих людей. Больше приветствует серийное производство, позволяющее максимально снижать цену. Именно поэтому я и пишу эти строки. Чтобы как-то выделить художников из мастеров. Пусть прекрасных мастеров, прекрасных инженеров, великолепных организаторов производства. Творец выше всех. В сущности, мы все – подмастерья у художников. И у главного из них – Природы.
 
 
 

Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деловая Одесса", 28.02.2003


banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!