Приватный банкинг
Благие намерения без квалификации
дают
тот же результат,
что и квалификация без благих намерений
В. Леей
Человек очень зависим от окружающего мира. Однако
мы уже дожили до жизни такой, что можем месяцами не выходить из дому. Все
что нужно: продукты, вещи – можно заказать по телефону или через Интернет
с доставкой до двери. С помощью Интернета и телефона можно и зарабатывать
деньги.
Вы спросите, зачем так жить, меняя потрясающую красоту
мира на экран компьютера? Что тут сказать… К сожалению, мир состоит не
только из красоты. Это порождает и отшельников, и социофобов, и даже инвалидов,
которые наслаждались бы этим миром, но не могут сделать этого физически.
А кто-то просто устал от гонки, транспорта, дисциплины, начальства…
Однако жить, ни за что не платя, невозможно. В том
числе в прямом смысле – деньгами. Если за продукты еще можно рассчитаться
с принесшим их курьером, то как платить за коммунальные услуги, электроэнергию,
телефон? Как вести малый бизнес?
И тут на помощь приходит интернетбанкинг. Всего-то
и надо, чтобы им воспользоваться – Интернет и платежная карточка.
Услуги такого рода предоставляют не все украинские
банки, хотя можно с уверенностью сказать – в ближайшие десять лет вряд
ли останется хотя бы один банк, не развивающий это направление.
Приват24
На сегодняшний день наибольшее число клиентов в Украине,
пользующихся услугами банка через Интернет, имеет “Приватбанк” со своей
знаменитой системой “Приват24”.
Сразу
следует сказать, что хотя впечатления от нее двоякие, пользоваться ею можно.
Однако есть и немалые проблемы. Недавно, администрация
“Приват24” разместила такое объявление: “Уважаемые господа! В связи с модернизацией
с 23 часов до 2 часов такого-то числа по киевскому времени сервис Приват24
будет недоступен. С уважением, Приват24, Ваш живой Интернет-банк”. Нормальное,
вроде, объявление. Во-первых, модернизация необходима. Во-вторых, предупредили
заранее. В-третьих, всего три часа отбирают.
Но тут клиентов “прорвало”! Под этим безобидным сообщением
было написано 350 комментариев, среди которых удалось найти лишь несколько
положительных или нейтральных. Никто, ни один человек не высказался против
перерыва в работе. Все использовали это сообщение лишь как возможность
высказать накипевшее. А накипело много!
Что называется “достала” всех система проверки и
перепроверки платежа. Представьте себе, что вам нужно перевести деньги
с одной своей карточки на другую свою карточку. Менее подозрительной операции
для банка вообще не существует. Что вам нужно сделать для этого? Приготовьтесь…
Нужно войти в “Приват24”, введя логин и пароль. Это,
как и положено, делается через протокол SSL, в защищенном режиме.
Далее, после того, как вы указываете, сумму и номер карточки, на которую
нужно перевести деньги вы должны ввести еще один пароль – пароль платежа.
После этого вас попросят отправить SMS на определенный номер со словом
“verify”. В ответ вы получите еще один пароль, который тоже нужно ввести.
Если хоть в одном месте в одной букве ошибетесь, ничего не выйдет.
После этого платеж попадает “на обработку”, а вы
с легким сердцем занимаетесь своими делами.
Но через некоторое время, а по отзывам клиентов,
это может произойти и через трое суток, вам могут позвонить по мобильному
и учинить строгий допрос, состоящий иногда из десяти(!) вопросов. И девичья
фамилия вашей матери, и номер паспорта, и адрес проживания, и дата рождения
и т.д. и т.п.
Вот что пишет по этому поводу клиент: “Мне как-то
не хочется спать и гулять с паспортом. А раскрывать все свои данные первому
позвонившему и спросившему, считаю откровенным фишингом. Мало ли кто позвонит?”
Для справки, фишинг – форма психологической атаки,
характеризующаяся попытками получить мошенническим путем существенную
информацию, позволяющую в дальнейшем получить управление ресурсами атакуемого.
Осуществляется путем нелегального проникновения под видом надежного лица
или компании.
Представьте себе, вы за рулем в автомобиле, а вам
внезапно звонит некто строгий, представляется, что он из “Приватбанка”,
и требует от вас всю вашу подноготную. Причем никаких доказательств того,
что он из “Приватбанка” предоставлять даже не собирается. Если вы
откажетесь с ним говорить, ваш платеж будет забракован. Тот самый – перевод
ваших средств с одной вашей карты на другую – вашу же. Тот, который, как
вы думали, давно проведен.
В одном из комментариев клиент написал: “А вы задумайтесь
над вопросом, зачем вообще нужна электронная система при наличии процедуры
перезвона через сутки, а то и через трое суток после создания платежа.
За это время можно пять раз посетить отделение лично. Если “Приватбанк”
боится Интернета, пусть не пользуется. Пусть в каске на улицу выходит,
т.к. кирпичи иногда падают, от трамваев подальше держится, не вступает
в контакт с лицами противоположного пола…”
Роботы на связи
Если вы обратитесь в чат-оnline “Приват24”, вам тоже
зададут массу аналогичных вопросов, на которые вы будете отвечать письменно.
Весь диалог будет происходить с применением того же протокола SSL и “подсмотреть”
его никто не сможет. Как показывает практика, один оператор редко может
решить вопрос и передает вас другому. А тот… опять начинает с идентификации
вашей личности. Иногда вполне серьезно начинаешь думать, что это не люди,
а роботы. Не смейтесь – ведь проверка может повторяться и три, и пять раз.
В конце диалога, если вы до него доживете, вас спросят, хотите ли вы, чтобы
вам прислали копию на вашу электронную почту. И если вы скажете да, то
вам, не мудрствуя лукаво, вышлют его без всякой криптографии в открытом
виде.
И здесь в поведении сотрудников банка можно увидеть
явную непоследовательность. С одной стороны, для проведения чепуховой операции
требуют три пароля, одно SMS и ваше участие в допросе в качестве подследственного.
А с другой – футболят ваши конфиденциальные данные по электронной почте
в незашифрованном виде, а также запросто ведут беседы о них телефону.
Однако, тем не менее, по общему мнению возмущенных,
менять “Приват24” пока не на что.
Аналогичные системы в “Укрсиббанке”, “Укрэксимбанке”,
“Unicreditbank”, уже работают. На подходе находятся системы “Universal
bank” и “OTPbank”. Однако их функциональность пока еще ниже. Что поделать,
какое государство, такие в нем и учреждения…
Вечная проблема
- Все банки одинаковы, – так сказала мне однажды
руководящий работник одного из крупных украинских банков, послушав мои
сетования. На это высказывание можно было бы не обращать внимание, ввиду
того, что оно слишком упрощает ситуацию. Но это была дочь владельца этого
– одного из крупных банков Украины.
- Где взять на каждое рабочее место честного,
умного, старательного человека? И как ему выжить среди других, не очень
честных, не очень умных и не очень старательных?
Да, это вечная проблема человечества.
Опускаясь же на грешную землю, можно сказать, что
наше общество повсеместно сталкивается сейчас с дефицитом квалифицированного
персонала. За все приходится платить. За уничтожение системы профессионально-технического
образования, за бесконечные реформы среднего и высшего образования, за
низведение к нулю роли учителя, преподавателя в обществе.
Банки, как быстро растущие структуры, лишь являются
ярким свидетельством всего этого. Сумеет ли украинское общество ответить
на вызов. Можно с уверенностью сказать – да. Но только в том случае, если
не будет тратить энергию на внутренние распри. Только в этом случае.
Оригинал статьи, опубликованной
в газете "Деньги" №3 2008 г