В чем “Sens” отечественного автомобилестроения?
или
Зачем украинцу “Мерсерожец”?

     Мировой автомобильный рынок лихорадит. Американские “General Motors” и “Ford Motor” сократили производство во втором квартале этого года – нет сбыта.  Падают продажи и в Европе. Производство легковых автомобилей в России в январе-мае сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,5% - до 375 тысяч машин.
     А вот в Украине сохраняется устойчивый рост рынка. Продажи новых авто в июне возросли более чем на 18 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Такова и общая тенденция всего этого года. Теперь на украинском рынке лидирует отечественный производитель – ЗАО «ЗАЗ». Его доля составляет около 32 процентов всего рынка. Правда, при этом почти третья часть машин носит корейскую марку “Daewoo”,
     Бессменный лидер последних лет – ВАЗ отступает. Сказывается протекционистская политика украинских законодателей. Волжские автомобили теперь стало гораздо менее выгодно ввозить. В Запорожье срочно организуется сборка этих популярных у нас российских машин. Согласно заводскому графику, выпуск должен начаться 15 сентября, однако уже известно об отставании на две недели.
     А торопиться нужно! В Верховную Раду подан и зарегистрирован законопроект “О развитии автомобильной промышленности”. В нем затронуты все главные вопросы украинского автомобильного рынка и, конечно, “больной” вопрос ввозных пошлин. Предлагается установить на новые автомобили пошлину размером в 20 процентов, на автомобили до 5 лет – 18 процентов, а на те, что старше – 30 процентов! Судя по тому, что проект очень быстро был включен в рассмотрение нынешней сессии, у него хорошие перспективы принятия.
     Все эти события происходят в обстановке… дефицита автомобилей в Украине. Впрочем, самые дешевые – “Таврия”  и “Славута” имеются, и на них можно уехать прямо из салона. Но вот модели подороже – “Sens”, “Lanos” отсутствуют. Что говорить, если даже привычных ВАЗов нет!
Видимо, в правительстве рассчитывают, что к моменту принятия нового закона ЗАЗ успеет “раскрутиться” и полностью закроет освобождающуюся от повышения пошлин нишу.
     Цены ведут себя, как и положено в обстановке превышения спроса над предложением, – растут. В конце июня “Lanos” подорожал на 150 долларов США, а “Sens” – очень осторожно – на 50.
     За  ВАЗ-2104 теперь просят 5300 долларов, к тому же надо еще поискать реальную машину. А были времена, когда стоил 3500. “Волгу” дешевле 6000 долларов уже не купите. За маршрутка ГАЗ-32213 теперь попросят 7800 долларов. А ведь горьковские авто уже дорожали в мае!
     Надежда отечественного автомобилестроения – “Sens” в июле в свободной продаже может и не появиться. Те машинки, которые начнут поступать в магазины во второй половине месяца, уже расписаны по клиентам.
     Рынок есть рынок! Румынская “Dacia” не теряет время и появляется с новой моделью “Solenza”. Она, правда, на 700 долларов дороже предыдущей модели “SuperNova”, но зато обладает современным дизайном. К тому же теперь у нее есть электрические стеклоподъемники. Но вряд ли это может стать решающим обстоятельством на украинском рынке. Здесь правит балом цена!
     По этому параметру мало кто сможет составить конкуренцию появившемуся у нас под шумок разборок именитых марок ижевскому хэтчбеку ИЖ-2126. Раньше это авто называлось “Орбита”, а потом было переименовано в “Оду”. Машина классической компоновки за 4100 условных единиц. С мощной, непробиваемой, “сельской” подвеской и репутацией повозки, которая может “бегать” 30 и более лет. На любой нашей дороге можно встретить старого, заслуженного “ижака”. Естественно, завод не прочь заработать, на привычках наших людей, на этой репутации, на своей марке, которую еще помнят, и организует сборку в Украине. Интерес к ижам возрастает, и специалисты прогнозируют рост цены и на эту, не бог весть какую современную модель. Еще несколько лет в Москве ее можно было купить меньше, чем за три тысячи долларов…
     По-прежнему неприлично велик рынок подержанных автомобилей. Число их продаж в Одессе примерно в семь (!) раз больше, чем новых автомобилей. В последнее время наблюдается резкий скачок, связанный с ожидаемым повышением пошлин. Кроме того, Верховна Рада уже приняла за основу законопроект о введении новых норм по токсичности выхлопа “Евро 2”. Если депутаты одобрят закон в нынешней редакции окончательно, то с 1 января 2004 года производство и ввоз в Украину экологически проблемных автомобилей будут запрещены. Закон могут и не принять, однако заводы должны быть готовы к любому развитию событий.
     Вот такая сложная и противоречивая ситуация на украинском рынке. Очевидно, что к ценам двухлетней давности мы уже не вернемся – в ближайшей перспективе они будут только расти.
     Остается надеяться, что наши доходы, благодаря идущей на подъем экономике будут расти все быстрее, и мы начнем активно собирать и покупать автомобили более дорогих ценовых категорий. Приобретем, например, в пику всем, “мерсерожец” – “Мерседес” запорожской сборки, или хотя бы украинский народный “Фольксваген” в виде симпатичной, пухленькой “Шкоды”. Неважно, что марка иностранная! Наши люди собирали, зарплату получали, опыта набирались, учились.
     А ведь если мы сами для себя не научимся делать хорошие автомобили, то нам их за наши деньги откуда угодно привезут. Хоть из Китая. Слышали о такой автомобильной державе? Не усмехайтесь – в 2004 году прогнозируется выход этого азиатского дракона на четвертое место в мире по производству автомобилей. Вот бы и нам так!

     PS. 10 июля закон о Евро-2 был рассмотрен в Верховной Раде и отправлен на повторное второе чтение. Стало известно также, что законопроект о развитии автомобильной промышленности Украины будет рассматриваться не раньше осени.

Виктор РОМАНОВСКИЙ
Оригинал статьи, опубликованной в еженедельнике "Деловая Одесса", 11.07.2003