Мировой автомобильный
рынок лихорадит. Американские “General Motors” и “Ford Motor” сократили
производство во втором квартале этого года – нет сбыта. Падают продажи
и в Европе. Производство легковых автомобилей в России в январе-мае сократилось
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,5% - до 375 тысяч
машин.
А вот в Украине сохраняется устойчивый рост рынка. Продажи новых авто в
июне возросли более чем на 18 процентов по сравнению с аналогичным периодом
2002 года. Такова и общая тенденция всего этого года. Теперь на украинском
рынке лидирует отечественный производитель – ЗАО «ЗАЗ». Его доля составляет
около 32 процентов всего рынка. Правда, при этом почти третья часть машин
носит корейскую марку “Daewoo”,
Бессменный лидер последних
лет – ВАЗ отступает. Сказывается протекционистская политика украинских
законодателей. Волжские автомобили теперь стало гораздо менее выгодно ввозить.
В Запорожье срочно организуется сборка этих популярных у нас российских
машин. Согласно заводскому графику, выпуск должен начаться 15 сентября,
однако уже известно об отставании на две недели.
А торопиться нужно!
В Верховную Раду подан и зарегистрирован законопроект “О развитии автомобильной
промышленности”. В нем затронуты все главные вопросы украинского автомобильного
рынка и, конечно, “больной” вопрос ввозных пошлин. Предлагается установить
на новые автомобили пошлину размером в 20 процентов, на автомобили до 5
лет – 18 процентов, а на те, что старше – 30 процентов! Судя по тому, что
проект очень быстро был включен в рассмотрение нынешней сессии, у него
хорошие перспективы принятия.
Все эти события происходят
в обстановке… дефицита автомобилей в Украине. Впрочем, самые дешевые –
“Таврия” и “Славута” имеются, и на них можно уехать прямо из салона.
Но вот модели подороже – “Sens”, “Lanos” отсутствуют. Что говорить, если
даже привычных ВАЗов нет!
Видимо, в правительстве рассчитывают, что к моменту
принятия нового закона ЗАЗ успеет “раскрутиться” и полностью закроет освобождающуюся
от повышения пошлин нишу.
Цены ведут себя, как
и положено в обстановке превышения спроса над предложением, – растут. В
конце июня “Lanos” подорожал на 150 долларов США, а “Sens” – очень осторожно
– на 50.
За ВАЗ-2104 теперь
просят 5300 долларов, к тому же надо еще поискать реальную машину. А были
времена, когда стоил 3500. “Волгу” дешевле 6000 долларов уже не купите.
За маршрутка ГАЗ-32213 теперь попросят 7800 долларов. А ведь горьковские
авто уже дорожали в мае!
Надежда отечественного
автомобилестроения – “Sens” в июле в свободной продаже может и не появиться.
Те машинки, которые начнут поступать в магазины во второй половине месяца,
уже расписаны по клиентам.
Рынок есть рынок! Румынская
“Dacia” не теряет время и появляется с новой моделью “Solenza”. Она, правда,
на 700 долларов дороже предыдущей модели “SuperNova”, но зато обладает
современным дизайном. К тому же теперь у нее есть электрические стеклоподъемники.
Но вряд ли это может стать решающим обстоятельством на украинском рынке.
Здесь правит балом цена!
По этому параметру мало
кто сможет составить конкуренцию появившемуся у нас под шумок разборок
именитых марок ижевскому хэтчбеку ИЖ-2126. Раньше это авто называлось “Орбита”,
а потом было переименовано в “Оду”. Машина классической компоновки за 4100
условных единиц. С мощной, непробиваемой, “сельской” подвеской и репутацией
повозки, которая может “бегать” 30 и более лет. На любой нашей дороге можно
встретить старого, заслуженного “ижака”. Естественно, завод не прочь заработать,
на привычках наших людей, на этой репутации, на своей марке, которую еще
помнят, и организует сборку в Украине. Интерес к ижам возрастает, и специалисты
прогнозируют рост цены и на эту, не бог весть какую современную модель.
Еще несколько лет в Москве ее можно было купить меньше, чем за три тысячи
долларов…
По-прежнему неприлично
велик рынок подержанных автомобилей. Число их продаж в Одессе примерно
в семь (!) раз больше, чем новых автомобилей. В последнее время наблюдается
резкий скачок, связанный с ожидаемым повышением пошлин. Кроме того, Верховна
Рада уже приняла за основу законопроект о введении новых норм по токсичности
выхлопа “Евро 2”. Если депутаты одобрят закон в нынешней редакции окончательно,
то с 1 января 2004 года производство и ввоз в Украину экологически проблемных
автомобилей будут запрещены. Закон могут и не принять, однако заводы должны
быть готовы к любому развитию событий.
Вот такая сложная и
противоречивая ситуация на украинском рынке. Очевидно, что к ценам двухлетней
давности мы уже не вернемся – в ближайшей перспективе они будут только
расти.
Остается надеяться,
что наши доходы, благодаря идущей на подъем экономике будут расти все быстрее,
и мы начнем активно собирать и покупать автомобили более дорогих ценовых
категорий. Приобретем, например, в пику всем, “мерсерожец” – “Мерседес”
запорожской сборки, или хотя бы украинский народный “Фольксваген” в виде
симпатичной, пухленькой “Шкоды”. Неважно, что марка иностранная! Наши люди
собирали, зарплату получали, опыта набирались, учились.
А ведь если мы сами
для себя не научимся делать хорошие автомобили, то нам их за наши деньги
откуда угодно привезут. Хоть из Китая. Слышали о такой автомобильной державе?
Не усмехайтесь – в 2004 году прогнозируется выход этого азиатского дракона
на четвертое место в мире по производству автомобилей. Вот бы и нам так!
PS. 10 июля закон о Евро-2 был рассмотрен в Верховной Раде и отправлен на повторное второе чтение. Стало известно также, что законопроект о развитии автомобильной промышленности Украины будет рассматриваться не раньше осени.