Укрпочта и другие
Мыло есть, ума не надо…
Интернет-мудрость
Нет, наверное, в Украине жителей, которые не сталкивались
бы с Укрпочтой. Разве что дети малые не пользуются ее услугами. Даже если
вы – принципиальный противник этой организации (а таких уже немало!) вам
все равно придется получать письма от государственных органов, коммунальных
учреждений, банков именно через Укрпочту.
Зайдите
в почтовое отделение, послушайте, о чем говорят люди в очереди. В типичном
городском почтовом отделении – два окошка в старой стеклянной перегородке.
Даже не пытайтесь читать надписи на них – они не имеют никакого отношения
к действительности, поскольку сделаны в заводских условиях 20-30 лет тому
назад. Стереть их не представляется никакой возможности, а сделать новые
недосуг. Всем от этого плохо – и работникам почты, и клиентам, а не меняется
ничего десятилетиями.
Впрочем, решение проблемы очень часто “облегчается”
тем, что работает только одно окошко, куда стоит немалая очередь. Нередко,
за вторым сидит чем-то очень занятая глубокомысленная сотрудница и, в ответ
на просьбы и мольбы, поднимая томные глаза на посетителей, переадресовывает
всех в первое окошко, даже если нужно продать одну почтовую марку или один
конверт без оной.
Состояние неопределенности, в которое попадает всякий
входящий в незнакомое почтовое отделение, сразу накаляет атмосферу. Разговоры
ведутся на повышенных тонах и нередко заканчиваются скандалами.
Много жалоб имеется на утерю простых почтовых отправлений
– писем посылок, бандеролей. Они не имеют штрих-кода, и почта за них, фактически,
не отвечает. Если вы обратитесь с жалобой об утере, то гарантировано получите…
отписку.
Сроки доставки корреспонденции оставляют желать много
лучшего. Они остались либо на уровне советских, тридцатилетней давности,
либо стали еще хуже.
Что говорить, если даже нормативное время доставки
приоритетного почтового отправления между двумя населенными пунктами Украины,
не областными или районными центрами – четыре дня. А ведь приоритетные
– это такие отправления, которые перевозятся самым быстрым способом (воздушным
или наземным) в первоочередном порядке. Что говорить тогда о других? Да
и речь идет о нормативном сроке, а не фактическом. Никакой ответственности
за нарушение нормативного срока почта не несет. Вот и пишут Интернет-магазины
в своих объявлениях: сроки доставки товаров по Украине Укрпочтой – 8-10(!)
дней…
Нередко вы сможете услышать в почтовом отделении:
марок нет. Это же касается и другой основной продукции Укрпочты – конвертов,
пакетов, штрихкодов, без которых невозможно совершить почтовое отправление.
На недоуменный вопрос посетителя: “Как это нет?”,
вам ответят: “Мы еще в понедельник заказали, до сих пор нет!”
Автор имеет значительный собственный опыт пользования
услуг “Укрпочты”.
Справедливости ради, следует сказать, что за все
время общения Укрпочта не потеряла ни одно заказное или ценное почтовое
отправление по Украине. Ни в одном так же не было незаконных вскрытий или
изъятий. Речь идет о нескольких тысячах отправлений. В то же время среди
посылок, получаемых из-за рубежа, бесследно пропадала примерно каждая двадцатая.
Изредка посылки приходили частично опустошенными. Определить, на каком
этапе происходило разграбление посылок, ни разу не удалось. Результатом
были простые отписки, из которых было ясно – никто даже пальцем не пошевелил,
чтобы найти “крысу”, засевшую на пути от отправителя к получателю.
При общении с Укрпочтой, как, впрочем, и с любой
другой организацией, к услугам которой приходится прибегать часто, очень
помогает налаживание личных контактов с сотрудниками. Но какие бы мосты
вы не наводили с конкретными работниками, стоит вам зайти в другое почтовое
отделение, как с вас тут же попробуют “слупить” 3.60 грн за мифические
“дополнительные” услуги, хотя вы принесли свою бандероль полностью
упакованной с правильно подписанными адресами и никаких дополнительных
услуг кроме приема посылки вам не оказывали. Причем, в некоторых случаях
“дополнительные услуги” будут пропечатаны в чеке, а, чаще, просто кокетливо
дописаны ручкой. Что поделаешь, зарплата маленькая…
Все это привело к тому, что, по моей статистике,
четыре из пяти клиентов предпочитают получать посылки не в Укрпочте, а
через одну из курьерских служб. И это несмотря на то, что, как правило,
пункт приема-выдачи курьерской службы расположен значительно дальше отделения
Укрпочты от получателя.
Нельзя сказать, что Укрпочта ничего не предпринимает
по реформированию своих служб. Внедрены штрих-коды для зарегистрированных
почтовых отправлений, работает, хотя и с перебоями, сайт для их отслеживания.
Однако не сделано самого главного – не налажена образцовая работа первичного
звена почты – почтовых отделений. Если на почте есть два окошка, расположенных
друг от друга на расстоянии 1.5 метра, то в каждом из них должны выполняться
все без исключения операции, возможные на почте. И они должны работать!
Очередь должна быть чрезвычайным происшествием. В отделениях имеется
достаточное количество сотрудников, чтобы решить эту “проблему”.
К сожалению, до бывшего почтового монополиста очень
туго доходит, что его монополия уже кончилась. Принимаемые им меры, типа
нагрузки почтальонов продажей мыла клиентам, вызывают только шутки населения
по поводу отсутствия веревки в комплекте.
А тут еще и время несется не как курьерская тройка,
а гораздо быстрее – как твердотопливная ракета. Люди переходят на общение
“мылом”, т.е. электронной почтой. Сокращается объем письменной корреспонденции,
объем подписанных к доставке изданий. Кажется, Укрпочта, продает не то
мыло…
35000 курьеров...
Куда же идут неудовлетворенные клиенты Укрпочты?
Выбор большой – еще не менее 58 служб, фирм, компаний занимается этим сервисом.
Список впечатляет: Авиа-Экспресс, Автолюкс, Антарес Плюс, АСД-Экспресс
(ACD), Вайстип(Vistep), Ваш Час, ГПСС (EMS Ukraine), Грандекс (GrandEx),
Гюнсел, Даймэкс (Dimex), Деливери (Delivery), Дон - Курьер, Донэкс (DonEx),
ДПД (DPD), Евроэкспресс, Интайм (InTime), Интер Сити Пост (Inter City Post),
Карго Экспресс (Cargo Express), Комфортно, Корэкс (Korex), КПД-Экспресс,
Курьер-Херсон, Курьерская Авиапочта Украины (КАУ), Курьерская служба доставки
(КСД), Курьерский сервис 'АЯ', Меркурий, Мисс-Тур, Мист Экспресс (MeestExpress),
Нова Пошта, Ночной экспресс, ПартКарго (PartCargo), Пони Экспресс (PONY
EXPRESS), Пост Медиа (POST MEDIA), Постман (Postman), Постэкс (Postex),
Почтово-грузовой курьер, Профи Сервис (PROFI SERVICE), Рабен Украина, САТ,
Сити Экспресс (City Express), Служба Доставки Документов, Спартс ЛТД (Logistic
express), Сумская курьерская экспресс почта, ТУРМАН, Украинский курьер,
Украинский Экспресс (UrEx), УкрБус, Укрспецкурьер, Фокс (FOX), ФЭМ Экспресс,
Шериф-Тур, ЭксМото (ExMoto), ЭксПост (ExPost), Экспресс почта (Express
mail), DHL, FedEx, TNT, UPS. Прямо по-хлестаковски – 35000 курьеров!
В последнее время очень динамично развивается “Новая
почта”. Практически все клиенты, которые не хотят отправки груза Укрпочтой,
называют в качестве желаемой курьерской службы именно эту компанию. И не
удивительно, ведь здесь время доставки посылок между городами в большинстве
случаев не превышает одних суток! Т.е. на следующий день после отправки
получателю приходит SMS с просьбой получить товар на складе, который он
назначил при отправке.
Конечно, Новая почта тоже не лишена недостатков.
Здесь нет пресловутых окошек в прямом смысле этого слова. Здесь общаются
в более непринужденной обстановке, обустроенной на западный манер: если
оператор работает сидя, то и клиент должен находиться в таком же удобном
положении. Однако и здесь можно столкнуться с работой в одно “окно”. Один
оператор обслуживает поток посетителей, а другой занят более “важным” делом.
Очередь при этом – аж на улицу!
И невдомек нашим менеджерам, что нет никого и ничего
важнее клиента. Все другие вопросы должны производиться внутри офиса и
не в ущерб приему и выдаче посылок. Открытая демонстрация пренебрежения
к клиенту, когда его явно и недвусмысленно задвигают на второй план, показывая,
что есть вещи поважнее его, не пройдет, в конечном итоге, безнаказанно
ни для какой фирмы.
Хорошей альтернативой Укрпочте при отправке и получении
посылок и из-за границы является Государственное предприятие специальной
связи EMS-Украина. Множество положительных отзывов есть о его работе.
К сожалению, того же самого не скажешь о курьерской
службе доставки FedEx Украина. Их “чудные” услуги таковы, что даже если
отправитель оплатил доставку посылки на дом, вам придется съездить сначала
к ним в офис. Не исключено, что не один раз…
Реформирование на марше
В сущности, на модели конкуренции Укрпочты и курьерских
служб видны проблемы всего государства. Укрпочте, как и всей нашей стране,
пока не удается реформирование на марше. Конечно, это очень сложная задача,
менять механизм, не останавливая его работу. Однако, если она не будет
решена, старый механизм будет просто выброшен на свалку истории и заменен
новым, импортным и чужим. Это ли нам нужно?
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги",
№11, 2011г