Ежики в тупике
Идут ежики вокруг фонаря и думают,
когда же забор кончится?...

 
Строится Одесса и местами хорошеет. Появляются новые скульптуры и новые здания, которые когда-то, возможно, наши потомки внесут в свой реестр архитектурных памятников. Рождаются дома, в которых можно не только спать, но на которые не стыдно водрузить табличку с именем архитектора. Жилищное строительство приобретает свое лицо. И это прекрасно – ведь дольше всего на Земле живут умные мысли и результаты работы строителей.
Однако город растет – тупики появляются. В том числе и строительные, академические. Хотя Одессе вполне достаточно одного Академического тупика. Есть такой переулок с юмористическим названием на Большом Фонтане. Расположен он, кстати, в городке научных работников, что еще более добавляет юмора ситуации.
Но ведь из каждого тупика приходится рано или поздно выходить…
 
Тупик первый - тротуары
Все мы рождаемся пешеходами. И пешеходов пока еще больше, чем автомобилей. Хотя соревнование идет полным ходом. И уже некоторые одесситы "гуляют" у моря, не выходя из экипажа. Наверное, вам приходилось наблюдать такую картину: подъезжает авто к берегу в том месте, где можно (или где нельзя – это не так важно), нажимается кнопочка – опускается стекло и семья дышит морским воздухом, наслаждается общением с природой. Но даже члены такой семьи вынуждены иногда спускаться на грешную землю и топать по тротуару. Если он, конечно, есть. А вот с этим, что дальше – то хуже!
Во-первых, это исконно-пешеходное место облюбовали автомобили, и каждому из них требуется как минимум 10м2. А в Одессе постоянно находится примерно 160 тысяч автомобилей. Причем, они не только стоят на тротуарах, они по ним непринужденно гоняют, как, например, на Французском бульваре. Один известный автогонщик как-то сказал: "Полностью безопасным местом для пешехода является хорошо закопанный гроб"…
Во-вторых, повсеместно на тротуарах расположились рекламные щиты, стоящие на уродливых бетонных параллелепипедах. Уже есть множество перекрестков, где такие противопешеходные укрепления стоят на всех четырех углах. Очень и очень редко бетонные основания утапливаются в асфальт, и еще реже оборудуются скамейками. Таким образом, мы платим жизненным пространством и своими удобствами за сомнительную ценность лицезреть рекламу алкоголя и табака.
В-третьих, тротуары, как таковые, теперь часто просто не делают. Самым ярким примером этого является новый торговый комплекс "Таврия-В"-"Вузовский". Этот, один из крупнейших не юге Украины супермаркетов, расположен в густонаселенном спальном районе. Торгует бездной товаров, в том числе и самыми массовыми – продовольственными  Вдоль него идет трамвайная линия. А посмотрите на тротуары! Ко входу в продовольственный магазин можно только подъехать. Т.е. тротуара внутри двора супермаркета нет вообще! И это в торговом учреждении, рассчитанном на десятки тысяч посещений в сутки! Да и вдоль трамвайной линии ширина тротуара такова, что не сделает чести даже небольшому поселку.
Все сожрала парковка! Деревья, газоны, тротуары. Следующие – мы с вами… Обратите внимание на "газоны", устроенные по периметру "Таврии". Фактически это тоже территория парковки, сделанная из бетонной сеточки, в ячейках которой разрешено расти траве. Мне кажется, мы с вами, жители этого города, все больше становимся похожими на эту забетонированную травку.
Подобные примеры многочисленны. Если вы отойдете на 50 метров от супермаркета вглубь квартала (улица 1-я линия), то увидите новый квартал многоэтажек, вдоль которого тротуар оборудовать "забыли"…
А что говорить о частном секторе?! Внутри жилой застройки, рядом с мощными городскими магистралями растут кварталы особняков. И пусть себе, хотя они очень разные по архитектуре: от очень симпатичных до уродливых монстров. Но улицы, образованные ими, почти повсеместно лишены тротуаров. Такие кварталы выглядят, как деревни в городе. Мало того, что вдоль заборов не оборудованы тротуары, как положено на городской улице, там еще предпринимаются все меры, чтобы пешеходы ходили как можно дальше от ограды. Устраиваются перпендикулярные дороге бетонные выгородки, металлические заборы, т.е. пешеходы вытесняются на проезжую часть.
Но ведь дорога без тротуара обязательно когда-то кого-нибудь убьет…
 
Тупик  второй - зелень…
Одесса – город пока еще зеленый. Если вам приходилось весной выглядывать с этажа, этак пятнадцатого, и смотреть свысока, например, на Приморский район, вы не станете отрицать, что он утопает в зелени. Но ведь это – благодаря нашим предкам!
Сейчас же возле банков и офисов стали очень модными голубые и другие ели. Раньше они, как часовые, в обязательном порядке окружали все партийные органы. Теперь вот банки защищают… Но эти ёскорее "партийные", чем одесские деревья, не дают никакой тени и летом вызывают только одно желание – как можно быстрее мимо них промчаться.
Посмотрите, например, на здание "Эксимбанка", что по ул.Черняховского – ранее вполне тенистой, сплошь засаженной акацией улице. Теперь возле банка – одни елки и ни одного человека. Все стремятся немедленно покинуть выжженную ультрафиолетом зону. Вряд ли это – хорошая реклама учреждению…
Давайте глянем на здание Одесской национальной юридической академии. Да, вдоль главного корпуса здесь посажены каштаны взамен вырубленных акаций, но ниже по улице возле других корпусов академии есть пролеты по 100 метров, где нет ни одного дерева! А еще ниже возле отеля "Фемида" – лишь десяток уже засохших туй.
Но это – далеко не худший вариант. Около упомянутой "Таврии-В" на самом краю парковки-аэродрома – всего несколько тех же карликовых туй. И больше ничего…
Повсеместно вырубают деревья возле своих домов и "частники". Видимо, они считают, что чистым воздухом их обеспечат кондиционеры и чахлая травка английского газона.
Обратите внимание, в рекламных сюжетах, которые нам приходится смотреть по телевидению, практически все изображается на фоне красот природы. Чтобы вызвать приятные эмоции у потенциального покупателя мастера рекламы показывают нам водопады, моря, реки, озера. И редко кто пытается "убалтывать" покупателя на фоне каменных джунглей. Но неужели мы хотим видеть природу только в рекламе?
С тротуарами понятно. Сейчас, когда каждый квадратный метр – буквально на вес золота, а "жаба" давит и давит, владельцам супермаркетов "ничего не остается", как ужимать тротуары... Но деревья за что же так не любить? Платаны, липы, каштаны, акации. Ведь без них мы очень скоро окажемся не в городе, а на дне банки с кислотой. А оттуда дорога только одна. Причем всем…
 
Тупик третий - заборы
Разное бывает время. Бывает, например, время ломать заборы, и время строить заборы… Старшее поколение помнит, как вокруг одесских санаториев, да и многих других учреждений, были снесены хорошие чугунные ограды. А потом, спустя каких-то десять лет вместо них были установлены невзрачные сетки типа "рабицы", пригодные больше для крольчатников…
Сейчас заборы если и ломают, то только для того, чтобы поставить еще более высокие. Некоторые уже достигли размеров крепостных стен. И даже сторожевые башни в них есть для охранников. По типу Боровицкой... Только более современные – с видеонаблюдением и дистанционным управлением гостями и прохожими...
Такие ограждения повсеместно устанавливаются сейчас вокруг частных домов. Мода на "прозрачные", решетчатые, кованые произведения искусства отступила. Сейчас в цене массивность, высота, неприступность. Колючая проволока, битое стекло поверху – это архаика. Теперь крутые косяки, электричество, сенсоры! Ну да Бог с ними, с частниками. Они лишь бы за красную линию застройки не вылезали, хотя и норовят это сделать повсеместно.
А вот строится многоэтажка и обносится забором. И шлагбаум на входе. Понятно: так тише, чище и спокойнее. Но вносится ли плата за эту землю в местный бюджет? Ведь территория эта фактически изъята из общего пользования. Думаю, нет. Ведь многие заборы ставятся стихийно: "скинулись" жители и построили. Заодно и проход перекрыли…
Иногда и целые здания выступают в виде заборов. Взгляните на постройки на самом берегу в районе Свято-Успенского монастыря. Эти элитные "нумера", сверху сильно напоминающие коровники, напрочь преграждают проход к морю на значительном протяжении.
Заборы вдоль побережья – это вообще отдельная тема. Посмотрите, например, на широкие бетонные лестницы, поднимающиеся вверх в районе улицы Азарова. Теперь большинство из них упирается прямо в частную застройку! Т.е. лестница есть, но пройти по ней вы не можете – она просто-напросто перегорожена на самом верху. Некоторые, особо предприимчивые, сделали в своей частной ограде калитку с замком и, таким образом, "приватизировали" общественную, городскую лестницу.
Обилие глухих, непрозрачных заборов делает город похожим на исправительно-трудовое учреждение. Куда не повернись – везде "низя". Но ведь никто, ни по ту сторону забора, ни по эту, на самом деле не хочет жить в тюрьме...
 
Эпилог
 
Может быть, у кого-то сложилось впечатление, что все вышесказанное направлено против каких-то лиц или учреждений? Нет, вовсе нет. Все упомянутые организации вполне достойно представляют свои отрасли в Одессе. Автор искренне рад и за людей, которые обеспечены настолько, чтобы устроить свою жизнь красиво. Помните лозунг: "Каждому по способностям!" Так вот, у нас он уже реализован, но с небольшой оговоркой: "Каждому по способностям зарабатывать деньги!" И пусть бы, хотя деньгами всего не измеришь! Но, делая себе красиво, не забывайте, что вы живете в миллионном городе. Не создавайте тупиков людям, и их не будет у вас.
Речь идет о проблеме, а не о частностях. И, надо надеяться, ее найдется кому решать! Есть же у нас теперь Городской совет, управление архитектуры, и управление экологии. И имеются у нас ДБН – "Державні будівельні норми". Чего там пока еще не написали – можно и в старых добрых СНИПах прочитать – в "Строительных нормах и правилах". Но читать нужно обязательно с любовью к родному городу и его жителям!
А не то так и будут ходить ежики вокруг фонаря. Будут колоть всех иглами, фыркать. Будут попадаться под ноги, залезать в постель. Потом превратятся в огромных дикообразов и найдут-таки выход из тупика с помощью извилин. Чем больше извилин – тем быстрее найдется выход из лабиринта тупиков.
Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Одесский вестник", 14.07.2005г.


banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!