Инвестиционные истории
В поисках банка
положительных эмоций
Банковская сфера – коварно-денежные
отношения…
Виктор Рефри
А-лё…
Звоню в приемную крупного всеукраинского банка. Ожидаю
услышать что-то вроде: “Банк такой-то, приемная”. Вместо этого тишина.
- Алло! – говорю, – Алло!
Раздается тихий-тихий, вкрадчивый, почти детский
голосок:
- А-лё.
Наверное,
не туда попал.
- Это приемная банка такого-то?
- Де, - отвечает тот же голосок. - Ага! Все-таки
туда попал!
- Я из газеты, пишу статью о банковских депозитах.
Какие виды депозитов есть у вас для физических лиц?
Вместо ответа в трубке начинает играть музыка – меня
куда-то переключили.
Через три минуты:
- Алло. Вас слушают! – важным голосом.
- Я из газеты, пишу статью о банковских депозитах.
Какие виды депозитов есть у вас для физических лиц?
- Зачем же вы звоните юрикам, если вам нужны физики?!
- Какие физики? Это банк? – И тут до меня доходит,
что речь идет об отделе обслуживания физических лиц.
- “Юрики” меня тоже интере… - но завершить фразу
не удалось, в трубке опять музыка.
- Да! – вдруг повелительно раздается в трубке.
- Я из газеты, пишу статью о банковских депозитах.
Какие виды депозитов есть у вас? – в третий раз рассказываю я свою историю.
- У нас есть обширная программа депозитов. Дальше
идет подробный рассказ о сроках, процентах и условиях, я все записываю.
- Но с завтрашнего дня они поменяются.
- А зачем же вы мне это рассказывали?
- Потому что вы спросили. Позвоните завтра, я вам
снова расскажу.
Хотя это нельзя признать нелогичным, звонить не захотелось,
и вы сами понимаете почему. Что-то с культурой обслуживания не так. Никто
не собирается уважать клиента. Вы спросили – я ответила, разговор закончен,
чтобы не сказать грубее…
Захожу на сайт банка, ищу E-mail управляющего одесским
филиалом, чтобы поделиться с ним впечатлением от общения с его сотрудниками.
Нахожу быстро – электроника работает лучше банковских девушек. Посылаю
письмо, и оно … через полчаса возвращается – нет такого почтового ящика…
Вы бы хотели доверить свои деньги такому учреждению?
Наверное, нет. Я тоже.
“Они меня сегодня доконают…”
Звоню в другой банк, одесский филиал которого не
так давно радикально изменил свой внешний облик. Из барака советского типа
он превратился в солидное, важное, правда, несколько мрачное банковское
учреждение с вполне буржуйской архитектурой.
На сайте банка есть только один телефон, поэтому
у меня выбора нет.
- Скажите, пожалуйста, могу ли положить деньги на
депозит в ваш банк, таким образом, чтобы проценты ежемесячно автоматически
перечислялись на карточку?
- Я же вам только что три раза объяснила!!! Сколько
можно?!!!
- Да что же это такое, - завожусь я, - ни с кем нормально
поговорить нельзя!
- Нет, они меня сегодня доконают, - говорит противная
сторона.
- Да я ваш банк!.. Да я ваш телефон!.. Да я вам вообще
в первый раз в жизни звоню!!!
- Ой, это мне тут один пожилой человек все время
звонит, я подумала, что это опять он.
- После еще некоторых препирательств мне дали другой
телефон, по которому я все и выяснил. Но деньги сдавать туда не захотел.
Охранник
Обращусь-ка я в банк, который после известных революционных
событий должен, по-моему, пойти на подъем.
Прихожу лично без всяких телефонных проволочек. В
небольшом отделении напротив входа сидит огромный охранник, вытянув свои
баскетбольной длины ноги вперед. Еще чуть-чуть – и они высунутся на улицу.
А там же троллейбус ходит…
- Боже, он больше, чем отделение, - подумал я, но
затем, подбодрив себя мыслью, что я не грабитель, и мне бояться нечего,
зашел в соседнюю комнату, где за письменными столиками расположились по-домашнему
две девушки-операциониста.
- Могу положить деньги на депозит как физическое
лицо?
- Да, вот таблица.
- Мне вот это подходит, на год.
- Ваш паспорт, идентификационный код, деньги в кассу
и подпишите договор.
Договор мне не слишком понравился – банк особо налегал
на то, что он может изменить процент по депозиту в любой момент, и подробненько
“обсасывал” всю эту процедуру.
- Не к добру это, - подумал я, но договор все же
подписал.
- Приходите за ним, ммм, в пятницу, когда его подпишет
наш начальник.
За договором я ходил еще три раза, как на работу,
пока, наконец, начальник подписал. Большой, видимо, Начальник.
Каково же было мое удивление, когда всего через две
недели меня вызвали в банк в связи с уменьшением процентов по депозиту
для переоформления договора!
Но еще больше я удивился, когда увидел, что не только
доходность уменьшилась, но и все мои права. С чего бы это? Новый кабальный
договор я подписать отказался и потребовал всю сумму депозита вместе с
процентами назад, что и было сделано после звонка в центральный офис. Этому
банку принципиальные клиенты не нужны, ему требуются покладистые…
Что интересно, после расторжения договора, сотрудница
банка решила не возвращать мне мой экземпляр и даже письмо, которое банк
мне прислал, хотя эти документы являются моей собственностью. Чтоб уничтожить
следы “преступления”? Не знаю, как вам, но мне все это не понравилось.
Диван
А вот история нашей читательницы.
“Решила купить диван. Выписала счет в магазине, прихожу
в банк (огромный – стекло, бетон, мрамор, гранит), прошу оплатить.
- Мы этого не делаем.
- Так вот же в договоре написано про безналичные
платежи.
- Я же вам сказала, мы этого не делаем.
- Дайте тогда наличными.
- У нас сейчас нет.
- Дайте тогда хоть распечатку со счета.
- Пожалуйста! - И дают мне распечатку. А там – на
пять тысяч гривен меньше, чем по моим данным.
Я изумляюсь и говорю:
- Здесь пять тысяч не хватает.
- С чего вы это взяли?!
- Да вот чек с банкомата.
- С какого банкомата?
- Да вот же с этого, который при входе у вас стоит.
Денег не дает, а чеки дает. Пять минут назад напечатал. Посмотрите время.
- Да, странно… Так у вас должна быть еще одна карточка.
- Тогда у вас должно быть еще одно заявление о выдаче
еще одной карточки.
И т.д. и т.п. В итоге деньги нашлись, но оказалось,
что проценты на пять тысяч начислены неправильно.
- У нас все правильно начисляется компьютером! Вы
что хотите, чтобы я калькулятор взяла?!
- Да, хочу. Я именно так и делала.
В итоге и этот вопрос решился, но банк вскоре почему-то
перевел все деньги с карточки на расчетный счет под минимальный процент.
- ?!
- У нас этот проект закончился.
- Но позвольте, в договоре четко написано, что он
не может быть разорван в одностороннем порядке.
И т.д. и т.п. В итоге и этот вопрос решился.”
Думаете, все выдумано? Не верите? Зря. Имеется переписка
с банком.
Программисты работают!
На закуску последняя история. Проходя мимо этого
же банка, я зашел в него узнать, не нашлась ли добрая душа, которая перечислила
на мой мультивалютный счет каких-нибудь денег. И что вы думаете? – Нашлась!
- Деньги у вас на счете есть, но ни выдать, ни сделать
распечатку я не смогу, потому что эта система к нам еще не переехала. Зайдите
в другое здание или к нам после праздников.
- Спасибо. Прихожу после праздников, получаю без
проблем деньги и распечатку. Но распечатка короткая: дата и сумма.
- Из какого банка, с какого счета перечислены деньги,
от кого?
- Этот файл уже заархивирован, приходите завтра.
Ни завтра, ни через неделю ничего узнать не удалось.
В четвертое мое посещение банковские девушки решили от меня избавиться
и сделали стратегический ход.
- У нас этих данных нет, за ними нужно обращаться
в банк, который перевел вам деньги. Это операция стоит 50 долларов. Если
вы согласны заплатить, мы ее проведем.
Интересно, в какой банк они собирались обратиться,
если им он неизвестен? Кроме того, получаются, что есть хорошие банки,
которые хранят информацию о перечислениях и плохие, которые не хранят?
И я нахожусь именно в плохом? А ведь простым гражданам предписано хранить
свои квитанции об оплате, например, коммунальных услуг три года. Банки,
видимо, функционируют в более непринужденной обстановке…
Такой подход, как вы понимаете, выведет из себя даже
очень спокойного человека. Им пришлось выслушать много “лестных” слов об
организации работы у них в отделе, и после этого они зашевелились. Дали
мне какие-то телефоны каких-то специалистов, но, представьте себе, что
этот вопрос не решился до сих пор.
- Программисты работают!
Ого, думаю, аж программисты понадобились для распечатки
одной строки. Серьезная, видать, задача для этого банка…
Teletrade в эпилоге
Истории эти все подлинные, но названия банков я не
привел – зачем делать им бесплатную рекламу? Деловая практика показывает,
что любое упоминание в прессе, хоть в положительном контексте, хоть в отрицательном,
привлекает внимание людей к объекту.
Но куда же вложить свои кровные деньги, чтобы они
интенсивно работали, но нервов своему хозяину не мотали? Банки, сами понимаете,
отпадают. К тому же проценты по гривневым депозитам сейчас стремительно
падают во всех без исключения банках. Решил я сдать все свободные деньги
в Teletrade для доверительного управления. Здесь уровень дохода значительно
превышает банковские ставки. Кроме того, известно, что инвестиции на валютном
рынке обеспечивают получение дохода гораздо быстрее, чем в других видах
бизнеса. А Teletrade именно на валютном рынке и работает. К тому же можно
получить гарантию банка о сохранности депозита. Но об этом я еще подумаю!