Это дело всколыхнуло Одессу!
Суд и сказки
О, деспоты земные! Трепещите!
Судить вас будет Неземной Правитель
Елизавета Резникова
Деньги облегчают процессы обмена товарами и услугами, переводя их на
принципиально другую – универсальную основу. Но деньги порождают бездну
конфликтов в обществе, решение многих
из которых невозможно без правовой системы и, в частности, суда.
Суду столько же лет, сколько человеческой общине. Конфликты между людьми
были всегда, а для мирного их разрешения требовалось участие еще одной
стороны – третейского судьи. Подобные явления наблюдаются даже в стаях
животных, где вожак судит, милует и карает. Пусть даже на уровне инстинктов.
Древнейший известный нам свод законов был создан в царствование Хаммурапи,
царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э! Он высечен на базальтовой стеле
клинописью и состоит из 282 статей. Хаммурапи сам, видимо, “подрабатывал”
судьей. В одном из своих писем он дает
инструкцию насчет допроса взяточников, а в другом требует явки очевидцев.
Правовые проблемы неоднократно ставились и разрешались в фольклоре многих
народов. В сказках это выглядит очень эффектно. Вот, например, – о полноте
договоров и правильности, однозначности их понимания сторонами.
Арабская сказка
Четверо купцов оставили мешок с золотом у знакомой старушки, договорившись,
что она отдаст его только в том случае, если они придут к ней все вчетвером.
После этого они пошли в баню. Один из купцов оказался мошенником – тут
же вернулся якобы за гребнем, и попросил старушку отдать мешок с золотом.
Та, естественно, не отдала – поскольку он сам пришел. Он высунулся из двери
и пожаловался товарищам: «Она не дает...». Те трое (думая, что он говорит
о гребне) крикнули старухе: «Дай ему – мы все тебя просим!» И старуха в
арабской сказке из сборника «Тысяча и одна ночь» отдала жулику мешок с
золотом… А через неделю купцы пришли за золотом. Она объяснила, что отдала
мешок их компаньону (а тот, пройдоха, уже успел скрыться). Но купцы не
поверили ей и потащили старуху в суд. Поскольку она нарушила условия договора,
судья присудил ей возместить убыток купцам. Когда они соберутся вчетвером,
как обещали...
Вот вам и устные договоренности! Вот вам и передача товарно-материальных
ценностей без доверенностей и накладных! Спасибо мудрому судье. Чем бы
иначе кончилась эта история для бедной старухи?
Маврикийская сказка
А вот сказка «Обезьяна и черепаха». Возвращаясь домой, черепаха поставила
мешок риса на дороге и пошла собирать хворост. Вернулась и видит: на мешке
сидит обезьяна:
— Эй, кума, посмотри — я нашла мешок риса!
— Этот рис не для тебя, кума, я купила его для своих детей…
А обезьяна и слушать не хотела: найденное принадлежит нашедшему!.. (Как
вам нравится эта “юридическая” норма?) Так черепаха осталась ни с чем.
Но шло время. Однажды сидела обезьяна на нижних ветках дерева и ее хвост
свисал до земли. Черепаха, которая ползла мимо, крепко вцепилась в ее хвост
и закричала:
— Я нашла обезьяний хвост! Найденное принадлежит нашедшему!
Обезьяна доказывала, что хвост принадлежит ей, но черепаха напомнила про
свой рис. Потащила обезьяна черепаху в суд. И судья, выслушав обе стороны,
присудил хвост… черепахе. Найденное принадлежит нашедшему! Но если обезьяна
захочет купить свой хвост, придется заплатить черепахе за мешок риса. Денег
у макаки не оказалось. Тогда принесли колоду и отрубили обезьяний хвост.
Не слишком удачная попытка вести дело “по понятиям ”. Достаточно типичная
хозяйственная ситуация!
Обратили внимание, в этих древних, как мир, историях есть и отпетые мошенники,
есть и просто люди, трактующие соглашения в свою пользу, и мудрые судьи,
без которых не обойтись даже с распрекрасным договором. Что делать, если
стороны все равно по-разному трактуют…
Индийская сказка
Вот древняя индийская история о мудром судье. Купец занял 5000 рупий у
ростовщика, чтобы рассчитаться по векселям. Подлый ростовщик поставил жестокое
условие: “Если через неделю денег не вернешь, я вырежу сер (килограмм)
мяса из любой части твоего тела!” Но по срочному делу пришлось купцу уехать
из города, и он не успел в срок вернуть деньги. Предлагал ростовщику большие
проценты, но тот жаждал его крови – и ни в какую! Судья, увы, поддержал
требование ростовщика. Договор есть договор! Пришлось купцу обратиться
к визирю Бирбалу. (Это древний аналог нашего современного апелляционного
хозяйственного суда.) Мудрый визирь нашел выход: пусть ростовщик вырежет
ровно сер мяса. Но если мясо будет весить больше или меньше, то ростовщика
и всю его семью ждет смертная казнь, а все имущество его пойдет в казну.
Ростовщик тут же отказался от иска.
В этом случае и договор имел место, и трактовался одинаково сторонами.
Однако он противоречил законодательству: никто не имеет права ставить на
кон свою или чужую жизнь и здоровье. Расплата должна осуществляться деньгами
или имуществом.
Во каждой из этих трех сказок разных народов мира судья предстает в виде
мудрого, справедливого человека, к тому человека не без юмора.
Украинская сказка
А вот украинская
сказка об умной девушке и судье. В ней судья вовсе не вникает в подробности
конфликта между двумя людьми, а дает им задания, никакого отношения к делу
не имеющие.
- Принесите самое тучное в жизни, потом – самое тонкое на свете, потом
– самое жидкое на свете.
Умная дочка бедняка, участвующего в конфликте советует отцу принести землю
в первом судейском задании. Во втором – сказать, что тоньше холода ничего
нет, а в третьем сослаться на ветер, потому что, если в одном селе придумали
великую брехню, то ветер разнесет ее по всем селам, какие бы преграды ему
не ставили.
Во всех трех случаях судья принял сторону бедняка, хотя богач приносил
ему и огромного, тучного кабана, и тончайшую шерсть и даже горилочку, которая
была такая жидкая, что сама в горло лилась. Судья, видимо, был столь пресыщен
материальным благополучием, что ни кабан, ни шерсть, ни горилка его не
прельстили.
Он потребовал, чтобы выигравший привел к нему того мудреца, который дал
столь умные советы “по ведению процесса”. И бедняк был вынужден привести
свою дочку. Умная девушка выполнила очередное каверзное задание судьи,
и так обхитрила его, что он взял ее замуж.
Сказка подкупает своим финалом. Судья с бывшим бедняком стали судить вместе…
В этой сказке – и смиренная констатация судейского самодурства, и вечная
народная мечта вырваться из бедности, и надежда на свою хитрость, и вера
в то, что детям будет жить лучше.
Оспаривать фольклор бессмысленно. Это все равно, что требовать изменения
формы гальки на берегу. Мол, море не так обтесало. Фольклор можно лишь
изучать и делать выводы.
Возможно, они, наконец, сделаны в новой украинской реформе системы правосудия?
Хотелось бы.
Виктор Романовский
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги", №7, 2010г