Это дело всколыхнуло Одессу!
Это дело всколыхнуло Одессу!

Суд и сказки
О, деспоты земные! Трепещите!
 Судить вас будет Неземной Правитель
Елизавета Резникова
 
Деньги облегчают процессы обмена товарами и услугами, переводя их на принципиально другую – универсальную основу. Но деньги порождают бездну конфликтов в обществе, решение многих из которых невозможно без правовой системы и, в частности, суда.
Суду столько же лет, сколько человеческой общине. Конфликты между людьми были всегда, а для мирного их разрешения требовалось участие еще одной стороны – третейского судьи. Подобные явления наблюдаются даже в стаях животных, где вожак судит, милует и карает. Пусть даже на уровне инстинктов.
Древнейший известный нам свод законов был создан в  царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э! Он высечен на базальтовой стеле клинописью и состоит из 282 статей. Хаммурапи сам, видимо, “подрабатывал” судьей. В одном  из  своих  писем  он  дает  инструкцию насчет допроса взяточников, а в другом требует явки очевидцев.
Правовые проблемы неоднократно ставились и разрешались в фольклоре многих народов. В сказках это выглядит очень эффектно. Вот, например, – о полноте договоров и правильности, однозначности их понимания сторонами.
 
Арабская сказка
Четверо купцов оставили мешок с золотом у знакомой старушки, договорившись, что она отдаст его только в том случае, если они придут к ней все вчетвером. После этого они пошли в баню. Один из купцов оказался мошенником – тут же вернулся якобы за гребнем, и попросил старушку отдать мешок с золотом. Та, естественно, не отдала – поскольку он сам пришел. Он высунулся из двери и пожаловался товарищам: «Она не дает...». Те трое (думая, что он говорит о гребне) крикнули старухе: «Дай ему – мы все тебя просим!» И старуха в арабской сказке из сборника «Тысяча и одна ночь» отдала жулику мешок с золотом… А через неделю купцы пришли за золотом. Она объяснила, что отдала мешок их компаньону (а тот, пройдоха, уже успел скрыться). Но купцы не поверили ей и потащили старуху в суд. Поскольку она нарушила условия договора, судья присудил ей возместить убыток купцам. Когда они соберутся вчетвером, как обещали...
Вот вам и устные договоренности! Вот вам и передача товарно-материальных ценностей без доверенностей и накладных! Спасибо мудрому судье. Чем бы иначе кончилась эта история для бедной старухи?
 
Маврикийская сказка
А вот сказка «Обезьяна и черепаха». Возвращаясь домой, черепаха поставила мешок риса на дороге и пошла собирать хворост. Вернулась и видит: на мешке сидит обезьяна:
 — Эй, кума, посмотри — я нашла мешок риса!
 — Этот рис не для тебя, кума, я купила его для своих детей…
А обезьяна и слушать не хотела: найденное принадлежит нашедшему!.. (Как вам нравится эта “юридическая” норма?) Так черепаха осталась ни с чем. Но шло время. Однажды сидела обезьяна на нижних ветках дерева и ее хвост свисал до земли. Черепаха, которая ползла мимо, крепко вцепилась в ее хвост и закричала:
— Я нашла обезьяний хвост! Найденное принадлежит нашедшему!
Обезьяна доказывала, что хвост принадлежит ей, но черепаха напомнила про свой рис. Потащила обезьяна черепаху в суд. И судья, выслушав обе стороны, присудил хвост… черепахе. Найденное принадлежит нашедшему! Но если обезьяна захочет купить свой хвост, придется заплатить черепахе за мешок риса. Денег у макаки не оказалось. Тогда принесли колоду и отрубили обезьяний хвост. Не слишком удачная попытка вести дело “по понятиям ”. Достаточно типичная хозяйственная ситуация!
Обратили внимание, в этих древних, как мир, историях есть и отпетые мошенники, есть и просто люди, трактующие соглашения в свою пользу, и мудрые судьи, без которых не обойтись даже с распрекрасным договором. Что делать, если стороны все равно по-разному трактуют…
 
Индийская сказка
Вот древняя индийская история о мудром судье. Купец занял 5000 рупий у ростовщика, чтобы рассчитаться по векселям. Подлый ростовщик поставил жестокое условие: “Если через неделю денег не вернешь, я вырежу сер (килограмм) мяса из любой части твоего тела!” Но по срочному делу пришлось купцу уехать из города, и он не успел в срок вернуть деньги. Предлагал ростовщику большие проценты, но тот жаждал его крови – и ни в какую! Судья, увы, поддержал требование ростовщика. Договор есть договор! Пришлось купцу обратиться к визирю Бирбалу. (Это древний аналог нашего современного апелляционного хозяйственного суда.) Мудрый визирь нашел выход: пусть ростовщик вырежет ровно сер мяса. Но если мясо будет весить больше или меньше, то ростовщика и всю его семью ждет смертная казнь, а все имущество его пойдет в казну. Ростовщик тут же отказался от иска.
В этом случае и договор имел место, и трактовался одинаково сторонами. Однако он противоречил законодательству: никто не имеет права ставить на кон свою или чужую жизнь и здоровье. Расплата должна осуществляться деньгами или имуществом.
Во каждой из этих трех сказок разных народов мира судья предстает в виде мудрого, справедливого человека, к тому человека не без юмора.
 
Украинская сказка
А вот украинская сказка об умной девушке и судье. В ней судья вовсе не вникает в подробности конфликта между двумя людьми, а дает им задания, никакого отношения к делу не имеющие.
- Принесите самое тучное в жизни, потом – самое тонкое на свете, потом – самое жидкое на свете.
Умная дочка бедняка, участвующего в конфликте советует отцу принести землю в первом судейском задании. Во втором – сказать, что тоньше холода ничего нет, а в третьем сослаться на ветер, потому что, если в одном селе придумали великую брехню, то ветер разнесет ее по всем селам, какие бы преграды ему не ставили.
Во всех трех случаях судья принял сторону бедняка, хотя богач приносил ему и огромного, тучного кабана, и тончайшую шерсть и даже горилочку, которая была такая жидкая, что сама в горло лилась. Судья, видимо, был столь пресыщен материальным благополучием, что ни кабан, ни шерсть, ни горилка его не прельстили.
Он потребовал, чтобы выигравший привел к нему того мудреца, который дал столь умные советы “по ведению процесса”. И бедняк был вынужден привести свою дочку. Умная девушка выполнила очередное каверзное задание судьи, и так обхитрила его, что он взял ее замуж.
Сказка подкупает своим финалом. Судья с бывшим бедняком стали судить вместе…
В этой сказке – и смиренная констатация судейского самодурства, и вечная народная мечта вырваться из бедности, и надежда на свою хитрость, и вера в то, что детям будет жить лучше.
Оспаривать фольклор бессмысленно. Это все равно, что требовать изменения формы гальки на берегу. Мол, море не так обтесало. Фольклор можно лишь изучать и делать выводы.
Возможно, они, наконец, сделаны в новой украинской реформе системы правосудия? Хотелось бы.
 
Виктор Романовский
                                                                                                                         Оригинал статьи, опубликованной в газете "Деньги", №7, 2010г

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!