Анна Мисюн: “Любви не бывает много!”
Что греха таить, есть у журналистов такой метод
– отблагодарить кого-то публикацией за услугу, за помощь житейскую. Например,
сделали корреспонденту операцию в больнице, он и “тиснул” статью в газету
– какой прекрасный доктор! Вроде бы ничего страшного, но все же средство
массовой информации – не место ни для личных благодарностей, ни для сведения
личных счетов.
С заместителем декана Гуманитарного факультета
Одесского национального политехнического университета Анной Владимировной
Мисюн мы не были знакомы, никак не пересекались, на нее “вывели” нашу газету
студенты. “Супергуд преподша”, – так
был процитирован один из них в материале “Почем
золото нации” (“Одесский вестник”, 24.06.2006 г.) Да и на форуме в
Интернете www.forum.od.ua в разделе “Студенческая жизнь” продолжают писать
о ней: “Это не просто преподаватель, это – чудо!”, “Мисюн – круче всех!”
Неплохие оценки, не правда ли?
И вот в коридоре университета “ловлю” легендарного
“препода”. Ровно в 9.00 она в сопровождении щебечущей свиты студентов приближается
к деканату. Услышав движение, из-за угла коридора высовываются три лукавых
студенческих мордочки и хором приветствуют: “Здравствуйте, Анна Владимировна!”
– такое впечатление, что специально ждали.
- Здравствуйте, господа! – певучим голосом отвечает
она и величаво вплывает в деканат.
- Как вы дожились до жизни такой, что вас так
любят студенты? – спрашиваю.
- Биография помогла. Я училась на историческом факультете
Одесского госуниверситета им. И.И.Мечникова. Мои впечатления об альма-матер
благоговейны и почти сакральны. У меня были блестящие учителя, которые,
надеюсь, навсегда задали мне высокую планку требований к себе. Это Петр
Осипович Карышковский – ученый с мировым именем, один из крупнейших антиковедов,
нумизматов. При этом, блестящий лектор, в которого искренне были влюблены
студенты, несмотря на его требовательность и некоторую дистанцированность.
Ирина Владимировна Завьялова – гроза студентов, образчик интеллигентности
и энциклопедичности. Анна Михайловна Шабанова предельно строго учила нас
исследовательской ответственности и профессии. Потрясающий, фееричный лектор
и ученый, профессор Бачинский, таки научивший нас, как говорят в Одессе,
Родину любить. Да всех не перечислишь! Блистательная, на мой взгляд, школа,
прекрасный для думающего преподавателя эталон отношения к профессии.
Первый опыт собственно преподавания я проходила в
127-й восьмилетней школе, между камышами и полями орошения. Тут и рассыпалась
моя наивная, максималистская уверенность в своем педагогическом всемогуществе.
Среди учеников было немало физически нездоровых.
Но мне, казалось, что если по Сухомлинскому «сердце отдать детям», то все
непременно получится. Школьные вечера, литературно-художественные «посиделки»…
Но тут меня ожидали и первые разочарования. Оказалось – одной любви недостаточно.
Оказалось – бывают дети с “черной” энергетикой, готовые методично совершать
плохие поступки, чтобы обратить внимание на себя. Им чужды ценности, которые
значимы для нас с вами. Здесь было трудно обойтись одной жалостью и милосердием.
И вообще, оказалось, нельзя примерять мир на себя. Нельзя научить, а тем
более заставить быть счастливым другого человека, особенно, если у его
счастья совсем другие «параметры». И это в равной степени касалось
и детей, и коллег.
После школы была возможность пойти методистом в районо.
Но мне отчаянно хотелось работать в музее Западного и Восточного искусства.
Моя подруга говорит, что я не умею сдаваться. Два с половиной месяца, как
на работу, я ходила на «кастинг» в музей. И все же была принята! Поначалу
мне поручили организацию экскурсий для младших школьников. Но мне показалось,
что со школьников начинать поздновато. И я стала водить детсадовцев.
- Детишек из детского сада в Музей Западного и
Восточного искусства?
- А что вас так удивляет? Мы получали от этого взаимное
удовольствие. Более благодарных и непосредственных слушателей я не встречала
никогда. Они так искренне, «исконно» реагировали на экспонаты! Потом и
родителей за руку затаскивали в музей, и, как заправские искусствоведы,
водили по залам. И, честно говоря, именно эти малыши пяти-семи лет научили
меня тому, что теперь я пытаюсь передать своим студентам.
- Чему именно?
- Какие истории они видели в авантюрных пейзажах
XVII века! Какие детали и глубины они находили в цвете и колорите произведений!
Но самое интересное вот что. Всякий музейщик знает наиболее ценные экспонаты
в коллекции. Однако часто мнение профессионалов расходится со зрительскими
предпочтениями. А вот эти малыши всегда безошибочно «узнавали» шедевры
и именно к ним вели сначала меня, а потом и своих родителей. Это и “Взятие
Христа под стражу” Микеланджело Меризи да Караваджо, и “Святой Лука” Франса
Хальса и многие другие.
Вот маленький пример понимания этими малявками теории.
Есть такие жанры изобразительного искусства, как пейзаж и натюрморт. Один
малыш очень просто объяснил мне, чем они отличаются друг от друга. Если
цветы изображены на клумбе, значит это пейзаж, а если в вазе – натюрморт.
И действительно, натюрморт, с французского – «мертвая природа», а цветы
в вазе уже мертвы, раз их кто-то срезал. Вот вам и философия с логикой.
И это в 6 лет!
Занятия с детсадовцами проводились по специально
разработанной методике. Каждое из них не должно было продолжаться больше
20 минут, причем незадолго до обеда и сна. А завершалось обязательно выплеском
энергии, игрой, беготней, свободой. В противном случае были возможны травмы
самой различной природы.
Вот с такой подготовкой я и пришла к студентам.
- И они сразу вас полюбили?
- Сейчас, когда я стала взрослее и, надеюсь, мудрее,
я не стесняюсь признаться и себе, и студентам в том, что я хочу быть любимой
и признанной. В этом стремлении нет ничего плохого. Негатив, на мой взгляд,
начинается в методах достижения признания. Да, я стараюсь влюбить в себя
и в свои предметы всех. Это очень важно – влюбить. «Без любви, я
как колокол без языка», так, по-моему, у Св. Павла.
Я «нагло» заявляю студентам – то, что читаю я – жизненно
им необходимо. Не в системе образования важно, не для повышения уровня
культуры, не для баллов, не для “корочки”, а для самой жизни! Но я объясняю
им, что человек, которого я люблю, вовсе не обязан соответствовать всем
моим стандартам. Важно научиться любить человека не за то, что он такой,
как мне нужно, а за то, что он – Такой! А это уже культурология. Или, вернее,
и это тоже – культурология, религиеведение, культура повседневности… и
другие предметы, которые мне выпала честь читать моим студентам.
Я твержу, вдалбливаю, втираю, доказываю, что если
человек не научится любить, быть толерантным, коммуникабельным, открытым
миру и знаниям, то высшее образование он получал зря. Нельзя за пять лет
научиться специальности. Но можно усвоить особый, интеллигентный стиль
жизни. А вне культуры достичь этой цели невозможно.
И нужно научиться любить людей. И себя – далеко не
в последнюю очередь! Я люблю своих студентов, кто-то отвечает мне тем же.
- Вы умеете учить?
- Единственное, что я умею хорошо, это учиться. Но
здесь есть такой парадокс. Постоянно получая информацию, затрачивая значительные
усилия на ее понимание и, таким образом, интерпретацию, приходишь к состоянию
переполненности и невозможности дальнейшего обучения. Требуется «выплеснуть»
все это на кого-то, отдать, подарить. Я с удовольствием это делаю.
Знаете, “идиоты” есть везде. Я и мои коллеги с кафедры
культурологии и искусствоведения – “наркозависимые” идиоты. Мы не можем
не преподавать, не учить, не проповедовать. Пока мы в аудитории, мы не
думаем о своих зарплатах. О них приходится вспоминать лишь в магазинах…
Но мы интеллектуально и даже соматически зависим от наших студентов.
- Дай Бог каждому преподавателю такой зависимости
и хорошей зарплаты!
Мне кажется, сейчас роль гуманитарных дисциплин
повышается. Умерла старая идеология. Новой, такой, которая была бы признана
всем народом, пока не создано. Как бы хотелось, чтобы новая идеология строилась
на базе культуры, а не наоборот.
- Вы совершенно правы. В традициях нашего общества,
к сожалению, создание политического фетиша и выстраивание культуры вокруг
него – с помощью явной и скрытой цензуры, темников и кастрации истории.
Некоторые коллеги сами растерялись в условиях постмарксисткого гуманитарного
знания. Соглашаются с сомнительными теориями «выдуманной» хронологии, отсутствующих
тысячелетий и т.п. Я отчаянно спорю с теми, кто меняет свои “научные” воззрения,
практически признавая фиктивность собственных докторских диссертаций и
исторической квалификации.
История ничему не научит, если ее “рихтовать” по
ходу жизни. Вот куда следует «бросать» гуманитариям свои интеллектуальные
ресурсы! На нашей кафедре, например, читаются чрезвычайно современные дисциплины,
которые проходят «на ура!» у студентов. Это и «Современные культурологические
теории», и «Способы анализа текста культуры», и «Города-музеи мира», и
«История культуры в гендерном аспекте». Сейчас так много говорят о равноправии
полов, о важности женского взгляда на политику, в частности, и мир вообще.
Но зачастую дальше банальностей и пустых деклараций дело не идет. Мы же
со студентами изучаем мужские и женские модели реализации в культурах,
вплоть до поведения. Вы, кстати, как относитесь к женщине-руководителю,
женщине во власти?
- Я сторонник увеличения доли женщин в представительных
органах. Считаю, что нам не хватает женщины-матери во власти. Правда, есть
у нас негативный опыт политической деятельности одной очень известной дамы…
- Я бы не хотела политизировать наш с Вами разговор,
но скажу вам, с чем, на мой взгляд, связаны ее неудачи.
- С чем же?
- Она не осуществляет женскую гендерную модель реализации
ни в чем, кроме внешности. Кто-то сказал о ней: «Единственный мужчина в
украинской политике». Это известное перефразированное высказывание Ивана
Франко о Лесе Украинке. Общество с удовольствием подхватило его. Но может
ли такая модель привести женщину-политика к успеху?
Гораздо менее «женственная» Маргарет Тетчер в гораздо
большей степени соответствовала женской модели реализации. Правда, это
было в Британии, где традиция женщин-правителей стара, как сама Британия.
Маргарет Тетчер очень по-матерински встряхнула нацию, решила множество
тяжелейших проблем. И за все это получила прозвище «железная леди»… Она,
кстати, очень обижалась на это, присвоенное ей «звание». Вы знаете, что
обозначает в Англии «железная леди»?
- Нет, а что?
- Это пыточное орудие в виде полой металлической
женской фигуры, с металлическими шипами внутри. В нее помещался еретик
или какой-нибудь ведьмак, который медленно и мучительно погибал, сжимаемый
объятиями этой “леди”. Маргарет Тетчер обижалась на это звание.
Кстати, женская и мужская модель поведения вечны,
а вот те модели, которые мы приписывали, например, президенту или премьер-министру
вчера, завтра могут уже не годиться. Изменения в обществе стремительны.
Но история, культура, философия дают мощный базис для понимания этих процессов.
А повышение образовательного уровня общества дает возможность выстраивать
новые способы управления страной, основанные на духовности, культуре, на
национальной идее, а не на развитии правоохранительной системы.
- А как вы смотрите на внедрение профориентации
в национальном масштабе? На ведение “паспорта способностей” человека с
детских лет? На использование этого паспорта при приеме в учебные заведения?
Мне кажется, если внедрить эту систему в стране, то через 10 лет нация
может сделать резкий скачок на пути прогресса.
- Вы – утопист. Человек – это многокомпонентная и
нестабильная система. Так много факторов внутри и вне его влияют на становление,
развитие, саму жизнь человека. Скажу вам, как опытный хиромант, – даже
линии на руке меняются. Кем человек станет в разные периоды жизни, знает
только Бог. Мой утопический подход состоит в том, чтобы дать студенту как
можно больше вариантов, моделей, предоставить веер возможностей. Пусть
он выберет сам.
А что касается реформ “национального масштаба”, скажу
так. Великие империи в периоды своего расцвета были весьма консервативны
в смысле образования…
- Большое вам спасибо за интервью, хотя оно скорее
походило на лекцию. Впрочем, интересную и, надеюсь, не последнюю, на которой
удалось присутствовать. Поздравляю Вас с Новым годом! Пусть вас любят ваши
близкие и ваши студенты еще больше, если, конечно, это возможно.
- Ой, что вы! Любовь безгранична, и ее никогда не
бывает много. Спасибо вам за внимание и теплые слова, приходите, мы с вами
делаем одно важное дело – пытаемся научиться и научить жизни с открытыми
глазами и сердцем. “Драйв”, как говорят студенты! Это очень трудно, но
увлекательно. И, уж точно, не бессмысленно.
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Одесский
вестник", 03.02.2007 г