Почем золото нации?
 
По студентам опять тяжелым танком прошла сессия. Кто-то забросал его гранатами знаний, кто-то проскочил между гусениц, кто-то попал в лазарет, а кое-кто и пал на поле брани... Некоторых, как водится, перенес через поле боя комфортабельный бизнес-вертолет.
 
Каждый, читающий эти строки, когда-нибудь учился и знает, как это нелегко, как сопротивляется мозг всякой новой информации. Он каждый раз требует от организма абсолютных доказательств, что новая информация жизненно ему необходима. А вот как раз с этим в учебном процессе большие проблемы. Будущие бухгалтера самозабвенно изучают аналитическую геометрию, а программисты погружаются в глубины истории…
Среди преподавателей не принято тратить время на доказательство необходимости своего предмета, отдельных его разделов и тем более конкретных задач. Какой смысл, если предмет включен в учебный план и программа утверждена? В результате, нередко, занятия превращаются в каторгу и для студентов и для преподавателей. А ведь всем известно: работа спорится лишь тогда, когда делается весело.
Предположим, вы ведете культурологию у математиков, и они настроены очень скептически и по отношению к вашему предмету, и по отношению к вам. Начните очередное занятие с просьбы к самой красивой девушке группы изобразить испанскую королеву. Пусть она пригласит “гения математики” Петренко к себе на прием. И пусть задаст вопрос: “Господин Петренко! Я слышала, в Одесском художественном музее есть картина Караваджо. Решен ли уже окончательно вопрос о ее подлинности?” Уверяю вас, через пару таких занятий Петренко и в музей побежит и ваши лекции будет слушать с открытым ртом. А кое-кто, возможно, захочет поменять свою специальность на еще более прекрасную – искусствоведение.
 
Очковые змеи и глисты
В Интернете на одесском форуме www.forum.od.ua уже год продолжаются дискуссии “О хороших и дефективных преподавателях”, инициированная автором этих строк, и “Кому выгодна ликвидация взяточничества в ВУЗах”, начатая Юрием Будиловым. В общей сложности сСевастьянов Всеволод Денисович, фото Юрия Кисилева с сайта http://biosite.boom.ru/fotoalbom/preps/preps.htmполемикой ознакомились почти 13000 человек, более 200 приняли непосредственное участие в обсуждении. Вопреки ожиданиям, споры ведутся в достаточно спокойном тоне, без перехлеста эмоций, который обычно присущ Интернет-форумам, где участникам легко сохранить анонимность. Преподавателей не только ругают, но и хвалят.
Вот, например, что пишет студент биологического факультета ОНУ им.Мечникова о проведенном в университете конкурсе.
“Первое место, конечно же, получает гигант и титан преподавания, человек-легенда, милейший и забавнейший из всех преподов С-с-севастьяно-о-ов Всеволод Денисович.
И это очевидно. Кто же ещё расскажет юным студентам-мальчикам, что нужно делать с юными студентками-девочками, или как отличить сперму от мороженого, или кому еще могла принадлежать фраза: "Запам'ятайте, будь ласка, що очкові змії – це кобри, а не глісти”.
Чувствуете яркость образов, абсолютную, жизненную необходимость знаний? Будьте уверены, студенты запомнят на всю жизнь и своего любимого преподавателя и то, что он им говорил. А вот что они пишут дальше:
“Светлана Георгиевна Коваленко – уникальный человек, бесспорно заслуживший серебро хотя бы из-за потрясающей и непрестанной жизнерадостности и неспособности к плохому настроению. Она, несомненно, хорошая актриса по жизни, что мы и решили поощрить дополнительно и вручили ей Оскар в номинации "Лучшая роль первого плана, где бы она ни появилась”.
А вот о “политехнических” преподавателях:
“Cупер-гууд преподша – Мисюн Анна Владимировна, доцент кафедры культурологии и искусствоведения гуманитарного факультета. И еще одна: Решетникова Ирина Владимировна – она просто чудо. Респект им обеим! Побольше бы таких преподавателей!!!”
“Супер-гууд” и “респект” – такими оценками, сами понимаете, молодежь по отношению к своим “преподам” не разбрасывается. К тому же эти похвалы анонимны и никакого отношения к примитивной лести не имеют. К чему имеют, так это к любви, уважению и восхищению. Как бы хотелось слышать что-то подобное и о всех других преподавателях!
Вот оценки несколько другого типа:
“На первом курсе был Главацкий. Мы думали, что это (нецензурное – авт.) На втором к нам пришел Филипский. Мы стали думать, что Коваленко Светлана Георгиевна, фото Юрия Кисилева с сайта http://biosite.boom.ru/fotoalbom/preps/preps.htmГлавацкий был подарок судьбы... Сейчас мы познакомились со Старцевым и поняли, что Филипский – это добрый Дедушка Мороз. Все познается в сравнении”.
Фактически – это тоже комплименты. Так происходит изучение философских категорий на собственной шкуре в политехническом…
Однако не все так хорошо. Известно, что педагоги бывают очень разные. “К одним летишь на крыльях любви – таких очень мало. Вторые –  серая масса, тоскливые долдоны. Третьи – злобные самовыражатели”.
Студенты насчитывают менее 5% преподавателей, на лекции которых они согласны были бы покупать билеты. Причем входные, а не экзаменационные!
Согласитесь, что очень многие “педагоги” являются великолепным снотворным. Причем для себя в том числе. А вот на сессии они просыпаются! И тут уж показывают все свои таланты! Требуют досконального знания всего курса. И никаких шпаргалок! Даже к себе никакой пощады – на экзаменах обходятся без дремоты.
Что их будит? Кого плохой характер, кого запах денег. Преподаватели забывают, какими были они в юном студенческом возрасте. Забывают, что они изучают и повторяют свой предмет десятками лет. А студенты – наоборот, должны в кратчайшее время освоить множество предметов. Да каких!
 
Нагружай и властвуй!
Очень интересен вопрос нагрузки на студента. С количеством аудиторных занятий все более-менее ясно. Хотя число пар и имеет тенденцию к увеличению, оно все же ограничено нагрузкой на преподавателей, которая в свою очередь регулируется КЗОТом и другими документами. А вот кто считал трудоемкость выполнения всей возложенной на студента работы? Кто проводил хронометраж выполнения конкретной курсовой работы средним студентом? Кто суммировал нагрузки, возлагаемые на учащихся разными кафедрами?
Ведь если просто сложить в стопку все учебники и другую литературу, которую студенты должны освоить за семестр по всем предметам, то получится штабель, который не только понять и запомнить нельзя – его невозможно прочитать. Просто физически невозможно, по времени. А время – главный судья всему. Его не обманешь.
Согласно статье 50 КЗОТ Украины, продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.  Все, кто работают, знают, что даже самому строгому и авторитетному начальнику довольно трудно увеличить это время. За это ему придется платить или деньгами, или своими нервами. А кто считал реальную нагрузку на студента?
Хорошо еще, если курсовая работа носит теоретический характер. А если это – гигантский расчет, результаты которого очень трудно вычисляются, но легко проверяются? Если это – чертеж, в котором буквально все должно соответствовать ГОСТу? А если это программа для компьютера, т.е. готовое изделие, которое должно правильно функционировать?
Сейчас информатику изучают студенты всех специальностей. Будущая работа большинства из них будет очень далека от программирования. Но им прямо на первом курсе предлагается выполнить целый комплекс лабораторных работ. В результате каждой из них должна получиться работающая программа! Программисты знают, какая большая дистанция между написанной программой и работающей – отлаженной. Отладка требует особых навыков, опыта. Здесь нет мелочей. Из-за одной, не там стоящей маленькой запятой, может стоять колом огромная программа. А искать ошибку можно сутками!
Дорогие студенты! Даже не думайте о комплексе своей неполноценности, если не можете справиться с этими заданиями самостоятельно. Разработка и отладка того десятка программ, которые от вас требуют, представляет определенные сложности даже для профессиональных программистов со стажем! Да и не нужна на практике даже половина из этого тематического винегрета.
Но, тем не менее, в результате: у многих хороших студентов, честно пытающихся грызть гранит науки – больные зубы и жизнь на грани психического срыва, у многих плохих – здоровые зубы и цинизм в кубе. Вот уж они потом нам со своими здоровыми зубами покажут…
Кому это все нужно? Здесь, видимо, работает простой принцип – нагружай и властвуй. Со студентом, униженным невыполнимым объемом возложенных на него заданий, можно сделать все, что угодно…
 
Деньги
Здесь, конечно, всплывает тема денег. Грех не воспользоваться ситуацией, закрыть кое на что глаза, кое-что великодушно простить, с кого-то и мзду содрать… Мы, конечно, знаем, что деньги – это рабочее тело экономики, без которого она останавливается. Но так же хорошо, знаем, что деньги очень сильно портят человеческую мораль. К сожалению, наше общество сейчас скорее подвержено второму, чем первому.
Преподаватели, очень долго находившиеся на голодном пайке, вдруг получили возможность поправить свое материальное положение. И вот уже разработаны и применяются научно-психологические методики, максимимизирующие нелегальные денежные потоки.
Появились “преподы”, у которых в большей степени настроена система выдавливания денег из студентов, чем система обучения. Весь семестр до студентов очень интенсивно доводится мысль: "Вы не сдадите". Осуществляется нажим даже на лучших студентов группы, которые, конечно, знают не все, но намного больше остальных. Преподаватель до небес возвышает роль своего предмета, хотя все, и он сам в том числе, понимают – роль данного предмета для данной специальности – шестнадцатая.
После такой артподготовки можно прямо сказать старосте группы перед экзаменом: “На тройку – по 50 долларов, на четверку – по 75, на пятерку – по 100”. Вас удивляют эти цифры? Уверяю вас, применяются и в разы большие! По некоторым ВУЗам ходят распечатанные прайс-листы с ценами на преподавателей.
Кроме прямых взяток существуют и завуалированные – в виде платных занятий преподавателя со своим студентом. При этом, что бы вы ни говорили, стимул к качественному проведению занятий в стенах ВУЗа теряется. Даже наоборот: чем более заумно, наукообразно и непонятно вы будете вещать на лекциях и практических занятиях, тем больший контингент платных учеников вам обеспечен.
Родители студентов смотрят на такой порядок сквозь пальцы до тех пор, пока он как-то укладывается в семейный бюджет и не приводит к потере здоровья детей.
Но ведь бывают анекдотические ситуации, переходящие в трагедию. Вот, например, занимается студент со своим преподавателем частным образом на протяжении двух лет(!). Все официальные занятия посещает так же. Звезд с неба не хватает, но и задних не пасет. И вдруг “строгий и справедливый” педагог ставит ему на экзамене “неуд”… Вы расшифровали ситуацию? Правильно: подан сигнал об увеличении таксы. Все бы стерпели родители, но вот беда: у молодого неискушенного человека – нервный срыв. А вот такие вещи могут уже и не проститься.
Всем преподавателям, оседлавшим денежные потоки, нужно хорошо помнить, что их студенты в большинстве своем – не сироты. Родители их и родственники – очень разные люди. По воспитанию, по темпераменту, по психическому здоровью. Кто-то работает по металлу, а кто-то и в правоохранительных органах. Но когда речь идет о подрыве здоровья детей, никто не может рассчитывать на взвешенную, адекватную реакцию родителей. Так уж устроены люди…
Есть и еще один печальный аспект у этой проблемы. Представьте себе институтскую кафедру. Пятеро преподавателей деньги берут, а остальные пять – нет. Часть средств в виде подношений, подарков, а иногда и наличных переходит к заведующему кафедрой. Вдруг сверху спускается директива: сократить штат на две должности. Вопрос читателям: кто будет сокращен? На мой взгляд, решение очевидно – кто-то из бессребреников. Но ведь таким образом производится отбор педагогов по супервредному для их деятельности признаку, а общество культивирует в себе опухоль.
А ведь хороший преподаватель – это золото нации. Он тысячекратно воссоздает свои знания и моральные качества в своих учениках. Преподавая, он проповедует, – недаром эти слова так похожи. Он является источником добра и духовности для общества. А это – самая главная продукция для любого народа.
 
Виктор РОМАНОВСКИЙ
Оригинал статьи, опубликованной в газете "Одесский вестник", 24.06.2006,  2006г

banrefe5.gif, 15K, REFRIGERATORRR!!!